
В Сочи прошел VI Сельскохозяйственный форум-выставка «Тепличная отрасль - 2025
30.04.2025
В Нацплане Казахстана "100 конкретных шагов" отдельным пунктом выделена задача привлечения стратегических инвесторов для развития производства молока и молочной продукции.
Традиционно Казахстан славился обилием домашней продукции из молока - от знаменитого кумыса до курта. В настоящее время на потребительском рынке страны довольно высока доля импортной молочной продукции. В этой сфере наша страна намерена использовать западный опыт кооперативного строительства бизнеса, и в ближайшие три года стать заметным экспортером на рынках СНГ.
Фермы и фермеры
Согласно мастер-плану развития отрасли молочного скотоводства Минсельхоза РК до 2020 года будут приняты следующие меры:
1. Строительство новых молочно-товарных ферм (МТФ) промышленного типа - планируется запустить 20 ферм общей емкостью 24 000 дойных голов. Суммарный объем выпускаемого молока на этих фермах к 2020 году составит 158,4 тыс.тонн в год. При этом, показатель надоев на одну корову в год за счет улучшения кормовой базы, технологии содержания и уровня менеджмента будет расти ежегодно на 100 кг - до 6600 кг к 2020 году.
2. Строительство мини молочно-товарных ферм семейного типа - планируется строительство 2000 ферм (4 типа по 500 ферм) на 24, 50, 100 и 200 дойных голов. К 2020 году данные фермы будут содержать 187 000 дойных голов и производить 689 тыс.т молока ежегодно.
3. Увеличение мощности и модернизация существующих МТФ - планируется охватить около 100 существующих ферм. Увеличение поголовья на них даст общий пророст 23,3 тыс. голов, в основном за счет импорта высокопродуктивного поголовья. В конечном итоге это даст увеличение производства молока до 74 тыс.тонн в год.
4. Увеличение продуктивности существующего поголовья - рост производства молока в сельхозформированиях (СФХ) и личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) на 750 тыс. тонн к 2020 году будет достигнуто за счет постепенного увеличения удоев на одну голову. Так, в существующих крупных МТФ заложен ежегодный рост 1%, или на 40 кг. В крестьянских и фермерских хозяйствах - на 3% или на 40-60 кг в год, до 2473 кг.
При этом эффект от реализации программы развития отрасли запланирован следующий - производство молока довести с 3,456 млн тонн в 2013 до 5,107 млн в 2020 году.
Стоит отметить, что по итогам 2014 года рост производства молока составил — 2,6% (5020,1 тыс. тонн). Максимальный рост отмечается в СФХ – на 15% (903,3 тыс.тонн). Возможна коррекция плановых показателей в сторону их увеличения.
Молочные братья
В программе "100 конкретных шагов" лидером нации обозначен экспортный приоритет - в течение трех лет обеспечить экспорт до половины выпускаемой продукции на рынки стран СНГ. И эта работа будет строиться по примеру новозеландской Fonterra и датской Arla, с развитием кооперативного производства на селе.
Новозеландская компания Fonterra интересна, прежде всего, тем, что она воплотила советскую мечту о колхозах на высшем уровне - это кооператив, объединяющий 10500 новозеландских фермеров. Новая Зеландия - крупнейший в мире экспортер молочной продукции - около трети всей глобальной торговли, и 90% всего молока там производит Fonterra.
Итак, собственником транснациональной компании (ТНК) Fonterra (Fonterra Cooperative Group Ltd) является вертикально интегрированный кооператив из 10500 новозеландских фермеров-пайщиков. Они несут ответственность по обязательствам фирмы в пределах паевого капитала. Кроме того, в компании трудятся несколько тысяч наемных работников.
Fonterra является ярким примером кооператива транснационального масштаба, причем в этой отрасли половина ведущих ТНК являются именно кооперативами. Как и упомянутая датская компания Arla. Исторически кооперативы возникли как способ преодоления разрыва в рыночных возможностях между крупными капиталистическими структурами и разрозненной массой мелких фермеров.
В версии Fonterra, кооператив – это бизнес, который принадлежит и контролируется людьми, которые пользуются его услугами. Члены кооператива в равной степени участвуют в доходах бизнеса. Такая организационная форма создает доверительные отношения между участниками производственно-сбытового процесса по всей цепочке. Каждый член кооператива может проголосовать за лидера (один член – один голос). Фермеры снабжают молокозаводы молоком и участвуют в прибыли через выплаты.
Отметим, что заводы компании располагаются как в Новой Зеландии, так и в странах с растущими рынками, где используют местное сырье, отвечающее строгим критериям качества компании. Глобальные цепочки Fonterra охватывают140 стран мира
Такой уникальный опыт успешного хозяйствования - когда производители и сбытовики являются равноправными партнерами - в Казахстане безусловно найдет поддержку как в силу природно-климатических условий, так и ментальности - прошло всего чуть больше 20 лет со времен распада колхозов и совхозов.
Но как говорили в те времена, колхоз - дело добровольное.
Новости компаний 07.05.2025
Новости компаний 02.05.2025
Новости компаний 02.03.2025
Новости компаний 25.02.2025
Новости компаний 30.01.2025
Животноводство 05.02.2025
Животноводство 27.01.2025
Животноводство 10.10.2024
Технологии 12.02.2024
Животноводство 01.02.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться