Куда заведет аграриев усиление госрегулирования отрасли
20.12.2021
На фоне соседей Беларусь выбилась в лидеры: продажи всех дилеров сопоставимы с показателями 2014 года — почти 50 тыс. машин. Реализация за первые три месяца нынешнего года тоже считается хорошей: продажи всего на 8 % ниже, чем в аналогичном периоде 2015-го.
Новый или старый? Любопытное различие на авторынках России и Беларуси наблюдается в сегменте подержанных машин. В РФ «бэушки» оказались более устойчивыми к кризису: продажи упали всего на 20 %. В нашей стране рынок подержанных автомобилей застыл совсем. Если в 2011 году в стране было зарегистрировано порядка 200 тыс. подержанных машин, то в 2015-м их количество сократилось до 50 тыс.
Конечно, можно предположить, что причина в росте благосостояния граждан, предпочитающих новую технику старой, но это не так. Дело в том, что белорусы «затарились» раньше: накануне повышения ввозных таможенных пошлин некоторые дельцы продавали квартиры, чтобы ввезти как можно больше авто европейской сборки и в перспективе получить прибыль от продаж. Этому помешало падение курса российского, а за ним и белорусского рубля. Потребительские предпочтения сместились в сторону подешевевших автомобилей российской сборки.
«Люди, дорого купившие старые машины, не хотят продавать их за копейки, поэтому рынок «бэушек» в Беларуси стоит, — прокомментировал ситуацию для «БР» председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), директор импортера Volkswagen (VW) в Беларуси «Атлант-М Фарцойхгандль» Сергей Михневич. — С другой стороны, резкое удешевление новой техники сделало ее доступной для тех, кто еще недавно рассчитывал исключительно на старый автомобиль. В России иная ситуация: цена «бэушек» не такая высокая, как у нас».
Восточный менталитет как фактор формирования цен. Аналогичная ситуация наблюдается и в некоторых белорусских шоу-рум. Например, остановились продажи у Hyundai и KIA. Разница в ценах на машины в российских и белорусских салонах, сложившаяся не в пользу последних, стимулирует покупать авто в Москве и Смоленске. «KIA до сих пор не могут продавать российские машины по российским ценам в Беларуси, — пояснил председатель правления БАА. — В соответствии с политикой корейских концернов это невозможно».
Логики в стратегии зарубежных партнеров, по мнению эксперта, нет. «Белорусский рынок — емкий и перспективный, — уверен собеседник. — Чувствуется неумение концернов выровнять цены в едином экономическом пространстве. Сравните: в прошлом году KIA фактически остановила продажи, а адекватная реакция немецких партнеров выдвинула VW, и в частности Polo Sedan, в лидеры продаж в Беларуси».
ПРОДАЖА АВТОМОБИЛЕЙ УЖЕ НЕ ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ АВТОДИЛЕРОВ
Стараясь удержать клиентов, ряд игроков сменил статус импортера на дилера. В недавнем прошлом так поступили автоцентры Toyota и Mitsubishi, в 2016 году — Mazda, один из брендов, входящих в портфель «Атлант-М». Конечно, дилер не столь свободен в принятии решений, как импортер, да и доходность примерно в два раза ниже, однако выбирать не приходится. Для многих это единственный вариант снижения цен.
Избавят от серости? В консерватизме партнеров с Востока Сергей Михневич видит и одну из причин серого ввоза, когда физлица покупают машины не в белорусских, а в российских автосалонах. Например, из 50 тыс. машин, реализованных в Беларуси в прошлом году, только 26,2 тыс. продали официальные дилеры. Еще 22 тыс. автомобилей белорусы ввезли из РФ самостоятельно.
Ничего незаконного в приобретении машины на территории ЕАЭС нет, однако сложившаяся тенденция невыгодна отечественным дилерам, теряющим клиентов. Компании решают проблему несколькими путями: ведут переговоры с производителем о специальной цене для Беларуси, просят госорганы законодательно ограничить приобретение авто в другой стране, становятся дилерами российских импортеров.
Прислушавшись к БАА, правительство повысило ставки утилизационного сбора. Четвертого февраля они были увеличены в 1,65 раза для юрлиц, в 8,25 — для физлиц. Правда, на конечную цену данная мера повлияет незначительно: автомобили подорожают в среднем на 230—350 долларов. Вероятно, повышение ставки будет иметь значение только для тех, кто собирается ввезти недорогой автомобиль. «Статистика продаж за три месяца 2016 года говорит о том, что объемы серого ввоза снизились, — констатировал Сергей Михневич. — Выгоды для белорусов при покупке VW, Renault, Lada, Skoda, Nissan, Toyota в России уже нет».
Упор на СТО. В 2016 году эксперты прогнозируют снижение продаж новых автомобилей на 10—30 % из-за падения доходов населения. Предрекают и ухудшение положения белорусских автодилеров, которым не удастся увеличить продажи. По данным «БР», некоторые автосалоны продают по 20—30 машин в месяц, а это критически мало.
Из-за финансовых затруднений расторгнут контракт с белорусским дилером Suzuki — ООО «Белавтоконтинент». Как следует из сообщения «Сузуки Мотор Рус», «поставки дилеру прекращены в полном объеме, новых поставок не планируется. Информация, которую распространяет ООО «Белавтоконтинент» относительно продления дилерского соглашения Suzuki, не соответствует действительности».
Надежды игроков автобизнеса связаны с сервисным обслуживанием, которое начинает приносить прибыль. По данным экспертов холдинга «Атлант-М», в 2015 году продажа автомобилей принесла только 30 % выручки, а послепродажное обслуживание — более 60 %. «Модель автомобильного бизнеса в России, Украине и Беларуси приближается к западной», — констатировали аналитики.
Сергей Михневич предположил, что аналогичная ситуация наблюдается и у других игроков автобизнеса. «Борьба государства с нелегальным сервисом принесла первые результаты, — сказал специалист. — Неофициальные СТО, которые ранее славились низким нормо-часом, подняли расценки, после того как их заставили платить налоги, и у сервисных станций дилеров появилась надежда, что клиенты будут обращаться к ним чаще».
Новости компаний 27.03.2024
Новости компаний 27.03.2024
Новости компаний 21.03.2024
Новости компаний 15.03.2024
Новости компаний 06.03.2024
Животноводство 06.09.2023
Животноводство 22.06.2023
Животноводство 18.11.2021
Животноводство 17.05.2021
Технологии 17.05.2016
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также