Белорусский авторынок по-прежнему находится в лидерах

Белорусский авторынок по-прежнему находится в лидерах
В начале 2016 года автодилеры России заговорили о падении продаж. В 2015-м было реализовано 1,6 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 35,7 % меньше, чем в 2014-м. Еще значительнее продажи новых автомобилей упали в Украине — на 52 % по сравнению с 2014-м, до 46,5 тыс. единиц.

На фоне соседей Беларусь выбилась в лидеры: продажи всех дилеров сопоставимы с показателями 2014 года — почти 50 тыс. машин. Реализация за первые три месяца нынешнего года тоже считается хорошей: продажи всего на 8 % ниже, чем в аналогичном периоде 2015-го.

Новый или старый? Любопытное различие на авторынках России и Беларуси наблюдается в сегменте подержанных машин. В РФ «бэушки» оказались более устойчивыми к кризису: продажи упали всего на 20 %. В нашей стране рынок подержанных автомобилей застыл совсем. Если в 2011 году в стране было зарегистрировано порядка 200 тыс. подер­жанных машин, то в 2015-м их количество сократилось до 50 тыс.

Конечно, можно предположить, что причина в росте благосостояния граждан, предпочитающих новую технику старой, но это не так. Дело в том, что белорусы «затарились» раньше: накануне повышения ввозных таможенных пошлин некоторые дельцы продавали квартиры, чтобы ввезти как можно больше авто европейской сборки и в перспективе получить прибыль от продаж. Этому помешало падение курса российского, а за ним и белорусского рубля. Потребительские предпочтения сместились в сторону подешевевших автомобилей российской сборки.

«Люди, дорого купившие старые машины, не хотят продавать их за копейки, поэтому рынок «бэушек» в Беларуси стоит, — прокомментировал ситуацию для «БР» председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), директор импортера Volkswagen (VW) в Беларуси «Атлант-М Фарцойхгандль» Сергей Михневич. — С другой стороны, резкое удешевление новой техники сделало ее доступной для тех, кто еще недавно рассчитывал исключительно на старый автомобиль. В России иная ситуация: цена «бэушек» не такая высокая, как у нас».

Восточный менталитет как фактор формирования цен. Аналогичная ситуация наблюдается и в некоторых белорусских шоу-рум. Например, остановились продажи у Hyundai и KIA. Разница в ценах на машины в российских и белорусских салонах, сложившаяся не в пользу последних, стимулирует покупать авто в Москве и Смоленске. «KIA до сих пор не могут продавать российские машины по российским ценам в Беларуси, — пояснил председатель правления БАА. — В соответствии с политикой корейских концернов это невозможно».

Логики в стратегии зарубежных партнеров, по мнению эксперта, нет. «Белорусский рынок — емкий и перспективный, — уверен собеседник. — Чувствуется неумение концернов выровнять цены в едином экономическом пространстве. Сравните: в прошлом году KIA фактически остановила продажи, а адекватная реакция немецких партнеров выдвинула VW, и в частности Polo Sedan, в лидеры продаж в Беларуси».

Продажа автомобилей уже не главный источник доходов автодилеров.

ПРОДАЖА АВТОМОБИЛЕЙ УЖЕ НЕ ГЛАВНЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДОВ АВТОДИЛЕРОВ

Стараясь удержать клиентов, ряд игроков сменил статус импортера на дилера. В недавнем прош­лом так поступили автоцентры Toyota и Mitsubishi, в 2016 году — Mazda, один из брендов, входящих в портфель «Атлант-М». Конечно, дилер не столь свободен в принятии решений, как импортер, да и доходность примерно в два раза ниже, однако выбирать не приходится. Для многих это единственный вариант снижения цен.

Избавят от серости? В консерватизме партнеров с Востока Сергей Михневич видит и одну из причин серого ввоза, когда физлица покупают машины не в белорусских, а в российских автосалонах. Например, из 50 тыс. машин, реализованных в Беларуси в прош­лом году, только 26,2 тыс. продали официальные дилеры. Еще 22 тыс. автомобилей белорусы ввезли из РФ самостоятельно.

Ничего незаконного в приобретении машины на территории ЕАЭС нет, однако сложившаяся тенденция невыгодна отечественным дилерам, теряющим клиентов. Компании решают проблему несколькими путями: ведут переговоры с производителем о специальной цене для Беларуси, просят госорганы законодательно ограничить приобретение авто в другой стране, становятся дилерами российских импортеров.

Прислушавшись к БАА, правительство повысило ставки утилизационного сбора. Четвертого февраля они были увеличены в 1,65 раза для юрлиц, в 8,25 — для физлиц. Правда, на конечную цену данная мера повлияет незначительно: автомобили подорожают в среднем на 230—350 долларов. Вероятно, повышение ставки будет иметь значение только для тех, кто собирается ввезти недорогой автомобиль. «Статистика продаж за три месяца 2016 года говорит о том, что объемы серого ввоза снизились, — констатировал Сергей Михневич. — Выгоды для белорусов при покупке VW, Renault, Lada, Skoda, Nissan, Toyota в России уже нет».

Упор на СТО. В 2016 году эксперты прогнозируют снижение продаж новых автомобилей на 10—30 % из-за падения доходов населения. Предрекают и ухудшение положения белорусских автодилеров, которым не удастся увеличить продажи. По данным «БР», некоторые автосалоны продают по 20—30 машин в месяц, а это критически мало.

Из-за финансовых затруднений расторгнут контракт с белорусским дилером Suzuki — ООО «Бел­автоконтинент». Как следует из сообщения «Сузуки Мотор Рус», «поставки дилеру прекращены в полном объеме, новых поставок не планируется. Информация, которую распространяет ООО «Бел­автоконтинент» относительно продления дилерского соглашения Suzuki, не соответствует действительности».

Надежды игроков автобизнеса связаны с сервисным обслуживанием, которое начинает приносить прибыль. По данным экспертов холдинга «Атлант-М», в 2015 году продажа автомобилей принесла только 30 % выручки, а послепродажное обслуживание — более 60 %. «Модель автомобильного бизнеса в России, Украине и Беларуси приближается к западной», — констатировали аналитики.

Сергей Михневич предположил, что аналогичная ситуация наблюдается и у других игроков автобизнеса. «Борьба государства с нелегальным сервисом принесла первые результаты, — сказал специалист. — Неофициальные СТО, которые ранее славились низким нормо-часом, подняли расценки, после того как их заставили платить налоги, и у сервисных станций дилеров появилась надежда, что клиенты будут обращаться к ним чаще».

  • Дата публикации: 21.04.2016
  • 550

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться