Невидимые враги

Невидимые враги

Примерно четверть всего растительного кормового сырья на планете заражена микотоксинами – опасными продуктами жизнедеятельности плесени. Даже небольшая доза некоторых микотоксинов способна вызвать тяжелые проблемы со здоровьем животных, существенно снизить продуктивность, а иногда даже грозит гибелью поголовья. Снизить негативное воздействие микотоксинов призваны различные адсорбирующие добавки, однако это не панацея. Эффективнее контролировать микотоксины, начиная с посева сельхозкультур и далее по всей цепочке кормопроизводства, чем пытаться решить проблему непосредственно в кормушке.

Постоянная угроза

По словам ведущего научного сотрудника лаборатории микологии и фитопатологии им. A. Ячевского Всероссийского НИИ защиты растений (ВИЗР), к. б. н. Татьяны Гагкаевой, проблема микотоксинов в кормах всегда стояла остро, но раньше ветеринары не связывали некоторые болезни животных с качеством кормов.

– Результаты точных анализов, получение которых стало следствием развития науки, показало, что микотоксины постоянно присутствуют в кормах. Микотоксины – это вторичные метаболиты, т.е. продукты жизнедеятельности микроскопических грибов, которые развиваются на растениях. Эти метаболиты способствуют заселению грибами растительной ткани, но многие из них токсичны для животных и человека, – поясняет она.

Как отмечает заведующая лабораторий безопасности кормов и воды Ленинградской межобластной ветлаборатории, к. б. н. Елена Головня, несмотря на то, что человечество соседствует с плесневыми грибами много лет, проблема микотоксикозов становится особенно актуальной сегодня благодаря пристальному вниманию ученых, изучению симптоматики и причин заболевания.

– Учитывая, что порядка 25% всего урожая зерновых на планете заражено микотоксинами, чье негативное воздействие на здоровье животных и птицы ежегодно приносит порядка $200 млн убытков агросектору, а также невозможность полностью избавиться от такого опасного соседства, решение проблемы сводится к мониторингу сырья и контролю готовых комбикормов на содержание микотоксинов, – говорит эксперт.

Проблема микотоксинов в кормах признана во всем мире, подтверждает заведующий лабораторий микотоксинов Федерального центра токсикологической, радиационной и биологической безопасности (ФЦТРБ-ВНИВИ), к. б. н. Эдуард Семенов. Он уверен, что из-за многокомпонентного состава кормов нельзя с уверенностью сказать, что корма полностью свободны от микотоксинов, напротив, они могут содержать одновременно несколько микотоксинов. Опасность в их синергетическом эффекте, добавляет Татьяна Гагкаева, по отдельности микотоксины могут быть относительно безопасны, но вместе негативно повлияют на организм.

В 2011 году специалисты Ленинградской межобластной ветлаборатории проверили более 4 тыс. образцов комбикормов и зерновых, только 6% проб показали превышение существующих максимально допустимых уровней (МДУ) микотоксинов, делится Елена Головня.

– Около 60% исследованных проб заражено микотоксинами на уровне половины МДУ и выше, их опасность в том, что они могут накапливаться в организме животных до уровней, вызывающих заболевания и смерть от токсинов, – преду-преждает она.

Последствия отравлений

Микотоксины снижают продуктивность животных, резистентность организма, провоцируют различные незаразные и инфекционные заболевания, в тяжелых случаях отравления грозят массовой гибелью, перечисляет Эдуард Семенов. Чаще возникают проблемы с печенью, почками, а причины иммунодепрессивности ветврачи порой не могут определить, потому что мало кто связывает их с микотоксинами, добавляет Татьяна Гагкаева.

Если в хозяйстве начинаются проблемы с продуктивностью, возникают расстройства пищеварения, животные неравномерно растут, плохо проходят вакцинации – скорее всего причина в микотоксинах, считает ветврач компании Innovad Арунас Курклетис.

– Токсичные вещества открывают дорогу инфекционным болезням, иммунитет животных ослабевает, в тяжелых случаях при неконтролируемом кормлении возможен массовый падеж. Но сейчас люди все-таки становятся более грамотными, знают о проблемах, понимают, что нужна профилактика, и серьезных отравлений становится все меньше, – замечает он.

– Влажный и прохладный климат, например Северо-Западного региона, способствует выработке наиболее токсичных соединений трихотеценовой группы: Т-2, НТ-2 и дезоксиниваленола (ДОН). Даже в небольших дозах они негативно влияют на центральную нервную систему животных, провоцируют образование опухолей, изъязвления кишечного тракта и других слизистых оболочек, – делится Елена Головня. – Этими токсинами чаще других зерновых бывают заражены кукуруза и продукты ее переработки.

– Часто встречаются фузариотоксины: Т2-токсин, зеараленон, дезокисниваленол, фумонизины, а также аспергиллотоксины, такие как афлатоксин В1, охратоксин А и др. – перечисляет Эдуард Семенов. – Попадая через корма в организм животных и птицы, они накапливаются в продукции и создают угрозу для здоровья людей.

Однако, по словам эксперта, точно предсказать воздействие того или иного микотоксина на организм животного довольно сложно, т.к. оно зависит от типа микотоксина, полученной дозы, вида животного, его половозрастной группы и состояния здоровья. По оценкам эксперта, чаще от микотоксикозов страдают свиноводство и птицеводство, поскольку в этих отраслях используется больше концентрированных кормов. Также большому риску подвергаются молодняк и высокопродуктивные животные.

– Одно дело, если взрослое животное употребит токсичный корм – на единицу массы тела придется не так много микотоксинов, другое – если речь идет о молодняке, – подтверждает Татьяна Гагкаева. – Например, поросята очень чувствительны к микотоксинам, велик риск падежа.

По словам ведущего специалиста по кормовым добавкам компании «ТехКорм» Андрея Рыбакова, точно сказать, насколько может снизиться продуктивность животных в результате микотоксикоза в том или ином случае, невозможно: влияние минимальной дозы микотоксинов может быть незаметным, а сильное отравление грозит падежом, поэтому последствия будут зависеть от степени зараженности кормов.

– Действие микотоксинов зависит от вида животных: например, небольшая доза зеараленона не является критичной для птицы, а вот у свиней и КРС может вызвать серьезные заболевания, – добавляет специалист по качеству компании «Стайлаб» Анна Елагина.

Борьба начинается в поле

Бороться с микотоксинами нужно комплексно, начиная с подготовки семян и агротехнических мероприятий, убежден Эдуард Семенов из ФЦТРБ-ВНИВИ, когда корма уже поражены микотоксинами, специалистам на ферме бывает очень непросто справиться с проблемой.

По мнению Арунаса Курклетиса, масштаб проблемы зависит от культуры земледелия и того, как люди смотрят на кормопроизводство: какие технологии применяют в полях, как контролируют хранение зерна.

– Когда люди начинают бороться с микотоксинами уже в поле, можно добиться самых хороших результатов, – убежден специалист Innovad. – Профилактика и получение чистого зерна намного лучше, чем попытки что-то сделать с зараженной продукцией.

Татьяна Гагкаева из ВИЗР уверена, что для борьбы с микотоксинами нужно создавать сорта, устойчивые к заражению грибными болезнями, грамотно использовать агротехнику и фунгициды. Например, при безотвальной обработке почвы нужно понимать, что болезнетворные микроорганизмы в пожнивных остатках не гибнут за зиму, поэтому во время сева и вегетации важно использовать фунгициды.

– Сказывается и хранение: если протекает крыша и в помещении высокая влажность, будут развиваться микроскопические грибы, – продолжает эксперт. – Надо грамотно отслеживать всю технологическую цепочку производства кормов, а для этого нужны квалифицированные кадры, с чем в сельском хозяйстве, к сожалению, часто бывает проблема.

Первичный этап борьбы с микотоксинами – это контроль сырья во время сбора и хранения и ограничение условий появления плесневых грибов, соглашается Анна Елагина, поскольку даже если качественное здоровое зерно загрузить на элеватор, где есть плесень, оно заразится.

Зимой и весной содержание микотоксинов в кормах выше, поэтому именно в этот период важно особенно четко контролировать их качество и при необходимости применять препараты, снижающие негативное воздействие микотоксинов на организм, говорит Арунас Курклетис.

– Регулярный анализ кормов и мониторинг изменения токсичности необходимы для оценки ситуации и грамотного использования адсорбирующих препаратов, – добавляет специалист.

Компания «ТехКорм» разработала программу защиты зернового сырья от плесени с помощью препарата Селко-Молд на основе органических кислот. Как рассказывает Андрей Рыбаков, новый подход к проблеме сохранения кормов предполагает, что предупреждение образования плесени намного дешевле, чем устранение ее последствий, поскольку микотоксинов очень много и бороться с каждым отдельно сложно.

– Если перед закладкой сырья на хранение обработать его противоплесневым препаратом, оно будет храниться до года без изменения каких-либо вкусовых и качественных характеристик. Плесневые грибы имеют сложное строение клеточной стенки, что создает трудности для проникновения внутрь клетки. Новая технология активированных пропионатов, которая применена в Селко-Молд, позволяет как бы открыть ворота внутрь клетки плесени и ввести туда компоненты, которые ее уничтожат, – объясняет специалист «ТехКорма». – Кроме того, благодаря этой технологии можно закладывать на хранение зерно с повышенной влажностью, правда, в этом случае при обработке увеличится дозировка препарата.

Методы анализа

Современные скрининговые методы диагностики микотоксинов позволяют сельхозпредприятиям и комбикормовым заводам самостоятельно наладить контроль сырья или готового корма. Однако при отборе проб необходимо учитывать неравномерность распределения микотоксинов в массе корма. Отбор проб, по мнению Елены Головни, должен проводить обученный правилам отбора добросовестный работник, понимающий принципы составления представительной пробы для лабораторного анализа.

Самый простой метод анализа микотоксинов – с помощью иммунохроматографических (ИХА) тест-полосок, этот метод доступен каждому хозяйству.

– На этот тест нужно минут десять, в результате мы получим ответ, есть в пробе микотоксины или нет, – объясняет Анна Елагина. – Отобранную пробу нужно измельчить с помощью мельницы или обычной кофемолки, провести экстракцию буфером, который входит в комплект, перемешать в течение трех минут, дать отстояться или отфильтровать, затем капнуть 100 мкл на тест-полоску и через пять минут получить ответ. Инкубация происходит при температуре окружающей среды, нет необходимости использовать специальный инкубатор. Для количественной оценки микотоксинов в пробе можно приобрести портативный денситометр, который считывает информацию с тест-полоски и проводит измерение. С помощью входящего в комплект мини-принтера можно тут же распечатать результат и приложить к отчетам, также результаты анализа можно сохранить на компьютере. Метод ИХА, по словам Анны Елагиной, доступен по цене пробирки, пипетки и штативы можно использовать любые.

Никакого специального оборудования для полуколичественной оценки не требуется. Покупка набора для количественной оценки, состоящего из денситометра, сканера и принтера, обойдется примерно в 115 тыс. руб. При наличии хотя бы небольшой производственной лаборатории можно использовать количественный вариант анализа – иммуноферментный (ИФА). Этот вариант уже требует минимальных навыков лабораторной работы, а основное измерительное оборудование для него – стриповый или планшетный ридер –обойдется примерно в 50–200 тыс. руб., оценивает специалист «Стайлаб». По ее мнению, контроль кормов в хозяйстве позволяет существенно сэкономить деньги и время, поскольку результата из внешней лаборатории еще надо дождаться, хроматографический анализ более дорогой и длительный. По словам Эдуарда Семенова, стоимость определения микотоксинов зависит от лаборатории и метода, и варьируется от 200 до 800 руб. – В развитых и высокотехнологичных хозяйствах обычно есть оборудование для контроля микотоксинов, добавляет он.

Однако следует понимать, что оба варианта – и ИХА, и ИФА – являются так называемыми скрининговыми методами. Они специально разрабатываются, чтобы быть быстрыми, простыми и как можно более дешевыми. При скрининге важно не допускать ложноотрицательных результатов (т.е. цель – не пропустить подозрительную пробу). Если же на основании полученных данных принимается решение большой значимости, результат анализа все-таки придется подтверждать во внешней лаборатории, говорит Анна Елагина. Но вместо отправки на хроматографию большого объема проб можно сделать, например, 50 тестов ИХА, выбрать 10 подозрительных и отдать в лабораторию только их.

Елена Головня считает, что скрининговые методы определения содержания микотоксинов с применением тест-систем иммуноферментного анализа доступны для специалистов производственных технических лабораторий комбикормовых заводов, но экономически невыгодны тем, кто закупает корма, а не производит их самостоятельно – в этом случае проще и целесообразнее обращаться в специализированные ветеринарные лаборатории.

Татьяна Гагкаева из ВИЗР добавляет, что, конечно, в России нужны система организации контроля, специализированные центры, куда сельхозпроизводители могли бы обратиться. Важно и обучение специалистов, потому что прогресс не стоит на месте, и в последние годы исследователи узнали много нового как о самих токсинопродуцирующих грибах, так и о методах анализа их вредоносности.

Доверяй, но проверяй

Постоянный контроль сырья и готовых комбикормов дает возможность предотвратить тяжелые последствия микотоксикозов для животноводства, считает Елена Головня, поэтому во всем мире разрабатываются нормативы допустимого содержания микотоксинов – в каждой стране в зависимости от уровня чистоты кормов, который они могут поддерживать, и способности специалистов достоверно обнаруживать те или иные виды микотоксинов.

- В России есть ГОСТы, ПДК, в чем-то они даже жестче европейских, но проблема в том, что за рубежом, чтобы закрепить какую-то норму, нужно обеспечить 100-процентный анализ сырья на микотоксин, оборудовать лаборатории, обучить персонал, – делится Татьяна Гагкаева. – А у нас, как известно, строгость законов компенсируется необязательностью их соблюдения: нормы есть, но нет четкой системы их соблюдения. Кроме того, поскольку микроскопические грибы образуют значительно больший спектр вторичных метаболитов, чем нормируется, то сертифицированный и чистый комбикорм может оказаться токсичным.

– На ветеринарах и зоотехниках лежит огромная ответственность – быстро понять причину болезней или падежа, но в данной ситуации в последнюю очередь будешь думать, что проблема в корме – ведь на него есть сертификат качества, – сетует она.

Если анализ корма проводила солидная лаборатория, в принципе, его можно не перепроверять, однако важно помнить о сроке и условиях хранения, напоминает Елена Головня. Если с момента сертификации прошло полтора месяца и более, есть смысл сделать повторные тесты на безопасность корма – определить общую токсичность и уровень содержания микотоксинов, так как со временем он может возрасти и стать причиной токсичности корма.

– На комбикормовом заводе можно купить идеально чистое сырье, но знаю по опыту – срок доставки может достигать месяца, и нет гарантии, что во время транспортировки корм не будет заражен из-за плохо обработанного транспорта, нарушений режимов температуры и влажности, что повлияет на дальнейшее качество продукции, – подтверждает Андрей Рыбаков из «ТехКорма».

Как снизить токсичность

Конечно, если корм обладает выраженной токсичностью, его надо исключать из рациона, но в реалиях сельхозпроизводства это далеко не всегда возможно, сожалеет Эдуард Семенов, поэтому можно использовать энтеросорбенты для детоксикации организма, гепатопротекторы, антиоксиданты, применять различные химические и биотехнологические методы обработки кормов.

– Ограничиться лишь одним методом обработки корма, например, грануляцией, нельзя, поскольку большинство микотоксинов обладают высокой термостабильностью и выдерживают нагревание до 250 °С, – добавляет он.

Татьяна Гагкаева уверена, что применение дополнительных средств типа адсорбентов – вынужденная мера, применяемая от безысходности.

– Теоретически, говорят, что зараженный корм можно разбавить хорошим, чтобы снизить в несколько раз концентрацию микотоксинов, что в какой-то степени проблему решают адсорбенты, – говорит эксперт ВИЗР. – Но все-таки основные принципы получения качественных кормов – это использование здорового исходного зерна, соблюдение условий его хранения и переработки, а также тщательный контроль качества. Однако если проблема уже возникла, то, по словам Елены Головни, ввод в корма витаминов, аминокислот, различных сорбентов в какой-то степени все же помогает бороться с микотоксикозами.

– Для борьбы с микотоксикозами мы предлагаем два препарата – Эсцент сухой, используемый для профилактики через корма, и Эсцент жидкий – для экстренной помощи через выпойку при микотоксикозах и сложно диагностируемых отравлениях, – рассказывает Арунас Курклетис из Innovad. – Это комплексные препараты, в составе которых есть адсорбирующие и гелатизирующие вещества, натуральные и синтетические антиоксиданты и растительные экстракты. Они ускоряют процессы детоксикации и защищают кишечник, печень и почки. Традиционные связыватели микотоксинов, состоящие из силикатных минералов и дрожжей, мало помогают в профилактике токсикозов, вызванных грибами рода фузариум, т.к., имея неполяризованную химическую структуру, трихотецены (Т2, ДОН, маскированные микотоксины) плохо адсорбируются на адсорбционных поверхностях. Улучшая биологические процессы, т.е. повышая биотрансформацию токсинов в менее ядовитые метаболиты, защищая и поддерживая естественные защитные функции организма, ускоряя выведение токсинов из организма, можно добиться наилучших результатов производства. Если обнаружены проблемы с кормами, исследование и их решение, как правило, занимает некоторое время. В этом случае удобнее применять адсорбируюшее и детоксицирующее средство через выпойку. Борьба с микотоксинами с помощью адсорбентов наиболее актуальна в том случае, если у предприятия нет своих мощностей по хранению зерна, а контролировать качество хранения на стороне невозможно.

– Мы предлагаем препарат Токс-О, который предотвращает всасывание микотоксинов, связывает и выводит их из организма. Также препарат защищает стенки кишечника и позволяет поддерживать иммунитет. Однако проблема микотоксинов может быть спорной, а анализ и определение типа микотоксина может занять много времени, – рассуждает Андрей Рыбаков. – Поэтому мы рекомендуем применять адсорбенты хотя бы в профилактической дозе еще и потому, что, как правило, говорят о 10 наиболее известных микотоксинах, но есть множество других токсинов, которые пока не изучены.

agro-profi.ru

  • Дата публикации: 14.08.2012
  • 1375
resourcesrecommended reading50 off promo codevisit our websitebest replica watchelf bar bc5000 kaufenhow to clean clear phone casetelefoonhoesjes met pasjeshouder