Безальтернативная фабрика белка

Безальтернативная фабрика белка

В белорусском сельском хозяйстве соя, возможно, самая перспективная, но одновременно и самая противоречивая культура. Число ее поклонников растет с каждым годом, но может ли культура соревноваться по рентабельности с традиционными источниками белка? Какую ее урожайность можно считать оптимальной? Является ли соя «нежным» растением? Эти и другие вопросы мы адресовали члену-корреспонденту НАН Беларуси Олегу Давыденко.

— Олег Георгиевич, какова сейчас ситуация с соей в мире? С чем связано то, что локальные мнения о культуре нередко являются полярными — от полного неприятия до безусловного оптимизма.

— Ситуация с соей и в мире, и в Беларуси меняется к лучшему. Ни одна культура в объемах производства не растет так быстро, как соя. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (FAO), в 2010 году в мире было произведено более 261 млн т соевых бобов стоимостью более 64,8 млрд долларов США.

Сегодня это уже первая по темпам роста и шестая по количеству произведенной продукции культура в мире после сахарного тростника, кукурузы, риса, пшеницы и картофеля. Такой быстрый рост производства обусловлен уникальными свойствами растения — высоким содержанием (40–45 %) дешевого и сбалансированного по незаменимым аминокислотам белка и высококачественного растительного масла (20 %). Пока еще не разрешенная в мире проблема дефицита белка для индустриального животноводства и пищевой промышленности стимулирует рост объемов производства этой культуры. Следовательно, можно прогнозировать сохранение данной тенденции в ближайшие десятилетия. Хотя соя и содержит меньше растительного масла, чем другие масличные, по объемам производства соевое масло превосходит рапсовое и подсолнечное, вместе взятые. Соевого белка требуется так много, что высвобождаемое в процессе его производства соевое масло заполняет мировой рынок. В США под сою занято 29 % всех посевных площадей, тогда как под кукурузу — 31, а под пшеницу — 24 %.

Что касается неприятия сои, то любая новая культура встречает сопротивление. Вспомните картофельные бунты в России или внедрение рапса в 80-х годах в Беларуси.

— Какие факторы в наибольшей степени влияют на рентабельность культуры?

— Рентабельность сои зависит не только от урожайности, но и от площади посевов. Как правило, в масштабах 10–40 га доля накладных расходов слишком высока. Нормальная рентабельность наступает при посеве на площадях более 50 га. К тому же, как показывает практика, при больших посевах возрастает внимание к этой культуре со стороны агрономической службы и обычно достигается более высокая урожайность. Если бы наши флагманы сельхозпроизводства всерьез занялись соей, то вполне можно было бы ожидать существенного роста ее урожаев в Беларуси. К сожалению, за более чем двадцатилетнюю историю внедрения сои мне только однажды разрешили засеять сою в одном хозяйстве на площади 500 га (обычно 20–30 га), да и то только потому, что урожайность зерновых там составила 1,2 т/га. Мы же получили урожайность сои 1,5 т/га, т. е. вал не упал, а возрос!

В среднем затраты на возделывание 1 га сои не превышают затрат на выращивание 1 га зерновых (пшеница, ячмень) и составляют примерно 350 долларов на гектар. Нетрудно подсчитать, что при стоимости тонны сои около 500 долларов «нулевая рентабельность» находится на уровне 0,7 т/га, а средний урожай в 1,5 т/га приносит прибыль более 100 %. То есть при урожайности в 1,5 т/га себестоимость производства тонны сои — 233 доллара, при 2 т/га она снижается до 175 долларов. Некоторые хозяйства умудряются получить и 3 т/га, имея себестоимость на уровне 117 долларов за тонну, что гораздо ниже рыночной цены. Для сравнения: средняя урожайность ячменя в Беларуси за последние годы — 3 т/га при средних ценах на товарное зерно не выше 100 долларов за тонну. Чтобы на ячмене получить прибыль, аналогичную сое, нужно собрать урожай более 7 т/га, что удается далеко не всем.

— Какова сейчас средняя и предельная урожайность сои?

— За последние четыре года средняя урожайность культуры в Беларуси составляет примерно 1,5 т/га. В США, где производят 60–70 млн т сои в год, — 2,5 т/га, на Украине (при объеме производства более 1 млн т) — 1,2 т/га, в России (при производстве 1 млн т) — 1,1 т/га.

Мировой рекорд по урожайности сои (9,3 т/га) был поставлен на юге США. Американцы использовали очень поздний сорт, который не смог бы созреть даже в условиях Краснодарского края РФ. Что касается Беларуси, то начиная с 1989 года у нас ежегодно проводится сортоиспытание сои. На опытных участках средний урожай за последние несколько лет равнялся 3,1 т/га, а некоторые сорта давали до 4,5 т/га. Вот это и есть потенциальная продуктивность белорусских сортов сои.

В производственных условиях рекорд пока зафиксирован на отметке 3,5 т/га, установленный в 2010 году на посевах ОАО «Парахонское». Урожаи свыше 2 т/га ежегодно получает еще несколько хозяйств. В принципе этого достаточно. Те, кто говорят о необходимости сортов с большей урожайностью, просто гонятся «за валом». Вообще, если хозяйство может получить зерновые на уровне 10 т/га, значит, оно в состоянии получить и урожай сои в 3,5–4 т/га.

— Насколько конкурентоспособна соя по сравнению с люпином, горохом, рапсом в качестве решения «белковой проблемы»?

— Надо понимать, что суть «белковой проблемы» не в количестве белка, а в его качестве, определяемом аминокислотным составом. По уровню содержания незаменимых аминокислот (т. е. таких, которые организм животных и человека выработать не может) соевый белок близок к животному. В частности, лизина в нем в 2,5 раза больше, чем в белке зерновых. Именно поэтому коэффициент конвертации в мясо у зерновых примерно равен 10 (за 10 кг зерна 1 кг мяса), а у сои менее 1 (за 1 кг сои более 1 кг мяса). Конечно, одной соей кормить животных нельзя, и на практике применяются зерносмеси. В составе смеси для бройлеров, например, до 30 % соевого шрота или жмыха и около 60 % зерновых, что обеспечивает коэффициент конвертации на уровне 1,6–1,7.

Основная доля физического объема комбикорма — это отечественное сырье (зерно), однако в структуре затрат большая часть приходится именно на импортные компоненты. Так, в 1 т смеси соя, занимающая 30 %, стоит 150 долларов, а зерно, на которое приходится до 60 %, — всего 60 долларов. Если вспомнить про 5 % импортного масла (как правило, подсолнечного), импортные аминокислоты и витамины, антибиотики, то получится, что в стоимостном выражении наши комбикорма на 60–80 % состоят из импорта. Можно ли успешно конкурировать на внешних рынках с продукцией животноводства, используя в основном импортные компоненты комбикормов? Ответ очевиден.

Частично (но не полностью!) соевый белок можно заменить белком гороха, люпина, рапса, подсолнечника. Эту замену мы наблюдаем и в нашей, и в европейской комбикормовой промышленности. При этом и мы, и Европа, и даже Китай, где начинает развиваться индустриальное животноводство, продолжаем закупать сою. Потому что биологическая ценность соевого белка все же выше. Если выразить биологическую ценность в процентах, приняв за 100 % белок куриного яйца, то молочный белок и белок сои окажутся на отметке 80 %, белок гороха и люпина — 60 %, а белок других культур еще ниже.

По составу к соевому белку ближе всего белок гороха. У каждой из этих культур свои плюсы и минусы: горох более урожайный, но содержит всего 24 % протеина против 40 % у сои. Горох не содержит растительного масла, в то время как в сое его 20 %. По сравнению с горохом и люпином соя более устойчива к болезням.

Для наглядности можно посчитать эффективность сои, гороха и люпина. Затраты на возделывание этих культур примерно одинаковы, но урожай они дадут разный. Разным будет также выход белка и масла с 1 га. Скажем, соя при урожайности 1,5 т/га даст 0,3 т масла и 0,6 т белка, которые в сумме будут оцениваться примерно в 1 080 долларов США. Горох при урожайности 2,5 т/га даст 0,6 т протеина стоимостью 720 долларов, а люпин при урожайности 2 т/га — 0,68 т белка стоимостью 816 долларов. Таким образом, соя превосходит горох и люпин по сбору белка и масла с 1 га и их стоимости. Причем, даже если бы цена на соевый белок была такой же, как у других культур, уже при урожайности 1,5 т/га получаемые с гектара 0,3 т масла окупают все затраты на выращивание.

Близкую к сое рентабельность имеет озимый рапс, который содержит больше масла (40 %), но меньше протеина (20 %). Однако белок сои он полностью заменить не может, особенно в птицеводстве и свиноводстве. Даже если мы произведем 1 млн т рапса и получим достаточное для нынешнего уровня развития животноводства количество протеинов, то все равно будем вынуждены продавать излишки рапсового шрота и масла и закупать соевый шрот.

Так что 100 %-ной альтернативы сое нет, и это уже поняли в России и Украине. За последнее десятилетие на Украине посевы сои увеличились со 100 тыс. до 1 млн га, а валовой сбор превысил 1 млн т, что позволило стране полностью закрыть потребность в белках и экспортировать излишки. В России посевы сои удвоились, а сбор достиг 1 млн т.

— Как сильно колеблются цены в разные годы? На какую стоимость сои следует
ориентироваться хозяйствам?

— Мировые цены на сою непрерывно повышаются и выросли с 250 (в 1980 году) до 500–600 долларов США за тонну. Растет цена на сою и в Беларуси. При этом нет никаких оснований платить зарубежным производителям больше, чем своим. Если сегодня сою можно купить на Украине за 500 долларов, то примерно за ту же сумму (за вычетом расходов на «растаможку» и транспортировку) обойдется и белорусская соя.

Сегодня соевый шрот стоит 600 долларов без учета таможенного оформления и транспортировки. Себестоимость тонны сои, как мы помним, около 350 долларов при урожайности 1 т/га. Из этой тонны, заплатив за переработку 85 долларов, можно получить 100 кг масла стоимостью 120 долларов и 800 кг шрота (жмыха). Себестоимость 800 кг жмыха составит 315 долларов, 1 т — 394 доллара, что на 45 % ниже рыночной стоимости. Заметим, что урожай в 1 т/га получают даже те, кто посеял сою в неподготовленное поле, забыл об удобрениях, плохо справился с защитой растений и провел некачественную уборку. При более высокой урожайности себестоимость произведенного жмыха будет отличаться от рыночной цены в разы.

Безусловно, существуют трудности с переработкой. Прежде всего, они связаны с тем, что соя не плановая культура. По рапсу, например, поделены зоны ответственности, в которых переработчики заготавливают сырье. Выращивание обеспечивается поставками соответствующих гербицидов, удобрений и т. д. По сое же только Гомельская область с 2012 года начала планировать посевы, но не переработку. Что касается прочих областей, то там все пока держится на энтузиазме неравнодушных и думающих людей.

— Какова сейчас стоимость семян? Из чего она складывается?

— Цена семян сои, равно как и любого другого товара, складывается исходя из спроса и предложения. Минсельхозпрод Беларуси ежегодно публикует рекомендованные цены на семена многих культур, в том числе на сою. Если товарная соя стоит 500 долларов, то семена даже самых рядовых репродукций не могут стоить дешевле, т. к. производство затратно.

Семена должны соответствовать достаточно высоким стандартам по сортовой чистоте, всхожести, энергии прорастания и др. На их стоимость влияют: репродукция (оригинальные, элитные, рядовые), дефицитность сорта, авторское вознаграждение за использование селекционного достижения. В последние годы на рынках Украины, России, Беларуси и Европы рядовые репродукции РС-1 (в Европе — сертифицированные семена) предлагаются примерно по 750–1 200 долларов за 1 т, элита — по 1 500–1 800, суперэлита — по 1 900–2 500. Питомники размножения Р-2 оцениваются в 2 600–3 000 долларов США за тонну.

— Насколько устойчива соя к непогоде? Одни считают, что «соя — культура нежная», другие говорят, что она «прекрасно переносит заморозки до –4 °С». Кто прав?

— По справочным данным соя переносит весенние заморозки до –3 °С в течение суток. За период с 1980 года мне лишь однажды удалось наблюдать реальное повреждение посевов заморозками. В 1983 году, в начале июня, ударил мороз до –6 °С, продержавшийся два дня. Пришелся он как раз на цветение озимой ржи и вызвал неурожай этой перекрестно опыляемой культуры. В том же году у нас выращивалась коллекция сои из нескольких сотен образцов, которые на момент заморозков находились на стадии разворачивания второго тройчатого листа. Что мы получили? Все листья, кроме семядольных, пожухли, стали серыми и полностью потеряли тургор. Правда, затем на всех сортах отросли новые листья, и вегетация возобновилась.

В 2012 году при посеве наших сортов в Белгородской области на стадии трех тройчатых листьев я наблюдал сплошной градобой. На растениях не осталось листьев, стебли были поломаны. Однако через некоторое время листья отросли за счет пазушных почек, и в итоге был сформирован урожай в 1 т/га — вдвое меньший, чем планировалось. Аналогичные повреждения сои приходилось многократно наблюдать в Беларуси при использовании нерекомендованных гербицидов или при их неправильном использовании: листья отмирали, но затем вырастали новые. Время отрастания зависит от степени пораженности.

Разумеется, «запас прочности» не означает, что сою можно высевать вместе с зерновыми. Чтобы семена быстро прорастали, требуется минимальная температура почвы 10–12 °С с последующим ожидаемым потеплением. Такие условия обеспечат дружные и равномерные всходы и равномерное вызревание.

В стадии же уборки, когда бобы налились, соя абсолютно морозоустойчива. Во многих регионах с континентальным климатом (Амурская область РФ, штат Айова, США) сою часто убирают при температурах–10…–20 °С.

Напомню также, что у сои, как растения, происходящего из муссонного климата, высока природная устойчивость к грибным и бактериальным болезням. Отнюдь не случайно, на Украине семена сои перед посевом практически не протравливают — ситуация, которую невозможно представить в отношении других бобовых и тем более зерновых. «Неженкой» сою назвать никак нельзя.

— Какие почвы идеально подходят для возделывания сои?

— Я бы не рекомендовал сеять сою на кислых почвах. Как правило, растения теряют в высоте стебля, что снижает урожай и увеличивает процент потерь при уборке. К тому же выращивание на кислых почвах требует высоких доз фосфорных удобрений. Не подходят также тяжелые суглинки, поскольку на них затруднено дыхание корней. Торфяные почвы, даже если они имеют нейтральную кислотность, трудны для эффективной борьбы с сорняками, но выращивание на торфяниках возможно. На всех остальных почвах (супесях, легких и средних суглинках с нейтральной кислотностью), а таких почв у нас в стране большинство, культура прекрасно растет.

— Верно ли, что для разных регионов Беларуси необходимо использовать разные сорта сои?

— Ни по одной культуре не существует «волшебного» сорта, который мог бы заменить все сорта. У каждого есть свои преимущества и недостатки и каждый имеет свою экологическую нишу.

Для тех, кто только учится выращивать сою и не очень уверен в качестве сева, можно порекомендовать сорт «ясельда». Он обладает повышенной ветвистостью, слабой чувствительностью к разреживанию посевов и наименьшими потерями на стерне при уборке.

На легких почв, где высока вероятность засухи, и в самых северных районах, ближе к «белорусскому экватору», стоит возделывать сорт «припять», поскольку он является одним из самых засухоустойчивых сортов. Правда, этот сорт требует точного и равномерного по площади высева — 60 растений на 1 м2. Также «припять» можно рекомендовать тем аграриям, которые выращивают сою ради получения собственного белка: его в «припяти» 43 %.
Для получения максимальных урожаев при высокой агротехнике лучше всего подойдут «верас» и самый новый из районированных сортов — «оресса». Эта пара наиболее отзывчива на благоприятные условия — влагу и элементы питания. Для юга страны «оресса» станет самым ранним сортом, а в центральной части он будет созревать примерно в одно время с «припятью».

«Рось» — один из самых позднеспелых сортов отечественной селекции, рекомендован только для самой южной части Беларуси. Благодаря позднеспелости сорт может формировать хороший урожай как на высоком, так и на низком агрофоне. «Рось» также отличается высокой крупностью зерна: если у всех остальных сортов масса 1 000 семян составляет 120–150 г, то у «роси» этот показатель равен 220–250 г.

При массовом производстве сои, а я надеюсь, что такое время обязательно наступит, разные сорта понадобятся даже в пределах одного хозяйства. Например, при посеве ранних и поздних сортов можно растянуть уборку, не испытывая дефицита в уборочной технике и мощностях для первичной очистки и сушки, убирая сою по мере созревания сортов, не допуская перестоя на корню. Одновременное выращивание засухоустойчивых и интенсивных сортов позволит противостоять капризам погоды и стабилизировать урожайность. В благоприятные годы выиграют интенсивные сорта, а в неблагоприятные — засухоустойчивые. Это позволит сохранять урожай на среднем, экономически оправданном уровне в любой год.

    Типовые ошибки при возделывании сои:
  • плохая подготовка почвы перед посевом;
  • недостаток минеральных удобрений;
  • отсутствие или неправильное использование бактериальных препаратов, обеспечивающих азотфиксацию;
  • несвоевременные сроки сева, чаще всего запаздывание;
  • использование неоптимальных гербицидов или их неправильное применение;
  • несвоевременная уборка, очистка и сушка зерна или семян сои.

"Белорусское сельское хозяйство"


  • Дата публикации: 28.02.2013
  • 3723
resourcesrecommended reading50 off promo codevisit our websitebest replica watchelf bar bc5000 kaufenhow to clean clear phone casetelefoonhoesjes met pasjeshouder