Два варианта: стандартный и облегченный. Подталкиватель кормов навесной на трактор. Какой выбрать?
12.02.2024
В европейских странах для очистки сточных вод в сельской местности часто используют грунтово-растительные площадки. Особенно широкое применение такой метод охраны окружающей среды нашел в государствах Балтийского региона, а особенно в Швеции. В Беларуси данные очистные сооружения пока распространены слабо, но в предстоящем году планируется реализовать несколько пилотных проектов. Инициирует их сооружение МОО «Экопартнерство», которое в октябре текущего года организовало специальную конференция, где был рассмотрен зарубежный и белорусский опыт водоотведения в сельской местности. Одним из участников мероприятия был А.Р. Шахемиров – начальник управления государственной экологической экспертизы проектов и оперативного контроля Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, с которым состоялась наша беседа.
– Андрей Рамазанович, на чем основывается практика в области охраны водных ресурсов? Каковы, так сказать, «инструменты» применения законодательства в этой сфере?
– Основополагающим документом в области охраны и рационального использования водных ресурсов является Конституция Республики Беларусь. А «инструментом» служит Водный Кодекс нашего государства, международные договора Республики Беларусь и иные законодательные акты. Этим регулируются общественные отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении водами и водными объектами. Водный Кодекс, в частности, направлен на создание условий для рационального использования и охраны вод, восстановления водных объектов, сохранения и улучшения водных экологических систем.
– Охрана вод от загрязнения, восстановление и улучшение состояния водных объектов и прочие действия предполагают конкретные взаимоотношения хозяйственных субъектов и физических лиц. Какими законодательными актами они регулируются?
– Для реального представления, отмечу, что по территории Минской области протекает около 500 рек и ручьев общей протяженностью свыше 10 тыс. км. Расположены, также около 400 каналов, свыше 562 озер, прудов и водохранилищ. По сути, два морских бассейна – Черное и Балтийское моря – собирают воду рек столичной области. Наиболее крупные реки, протекающие по территории области –Неман, Березина, Вилия, Птичь и Свислочь. Регулирование отношений в области использования и охраны вод в столь масштабном «хозяйстве» – дело непростое. Поэтому в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических лиц и населения, в частности, отношения, в области питьевого водоснабжения, регулируются законодательными актами о коммунальном хозяйстве. На решение этих задач также направлено законодательство Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, об обращении с отходами, об охране и использовании земель, об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха.
Под особым вниманием со стороны государства находятся отношения, связанные с охраной и использованием подземных вод. Водным кодексом и иными актами законодательства регулируются отношения, связанные с использованием водных объектов для нужд водного транспорта и законодательством Республики Беларусь о внутреннем водном транспорте.
Использование и охрана водных объектов на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законодательством о правовом режиме территорий, а также об охране и использовании вод, если иное не установлено.
– Очевидно, что для соблюдения правил и норм режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос чрезвычайно важно грамотное размещение объектов, потенциально влияющих на качество вод. Каковы определения, установленные Водным кодексом РБ?
– В соответствии с Водным кодексом Беларуси принят ряд конкретных определений, которые читаются однозначно. Например, водоохранная зона – это территория, прилегающая к водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также для сохранения среды обитания объектов животного мира и произрастания объектов растительного мира.
Прибрежная полоса – это часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водному объекту, на которой устанавливается более строгий режим хозяйственной и иной деятельности по отношению к режиму хозяйственной и иной деятельности, установленному на территории всей водоохранной зоны.
Границы водоохранных зон и прибрежных полос определенны проектами и утверждены решениями районных исполнительных комитетов для 500 малых рек. По большим и средним рекам области границы водоохранных зон утверждены решением Минского облисполкома № 727 от 26.07.2006 г. Решениями районных исполнительных комитетов утверждены границы водоохранных зон и прибрежных полос для 471 пруда, водохранилища и озера. В районах области проведена работа по утверждению минимальных размеров границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов в соответствии с положением № 377 «Об утверждении Положения о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности», временно, до разработки проектов водоохранных зон и прибрежных полос в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2006 года. Необходимо отметить, что заказчиком по разработке проектов являются местные исполнительные и распорядительные органы.
Руководителям хозяйствующих объектов следует знать, что основополагающим документом, регламентирующим режим хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, является Водный кодекс Республики Беларусь и конкретно статья 77, в которой установлены запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах. В целом качественная и всесторонняя оценка и анализ устанавливаемых ограничений при размещении участков обуславливается анализом картографических материалов с нанесением водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, с нанесением зон строгой санитарной охраны водозаборов, материалов по лесоустройству, с нанесением границ особоохраняемых природных территорий и т.д.
– Андрей Рамазанович, каково реальное состояние хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах на территории столичного региона?
– Минским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды ежегодно проводятся проверки водохозяйственных объектов, которые потенциально могут быть источниками загрязнения водных объектов. К ним относятся навозохранилища, склады ГСМ, пестицидов, минеральных удобрений и др. Контрольные рейды и проверки мы проводим совместно со службами МЧС, центрами гигиены и эпидемиологии, местными исполнительными и распорядительными органами. Это достаточно масштабная работа, потому что, например, на начало нынешнего года на территории Минской области расположены 855 объектов-водопользователей, отчитывающихся по форме 1-вода (Минприроды). В том числе 240 промышленных предприятий, 397 объектов Минсельхозпрода и 218 объекта управлений образования, торговли и здравоохранения облисполкома, комитетов по архитектуре и строительства, по труду, занятости и социальной защиты облисполкома, предприятий Минского областного «Управления жилищно-коммунального хозяйства», а также объектов Министерств связи и информатизации, объектов обороны. Приборами учета водозаборов обеспечены 98,7 % объектов. При этом, на всех поверхностных водозаборах области, а также на всех промышленных предприятиях установлены приборы инструментального учета.
В течение нынешнего года проведено 1015 проверок и зафиксировано 4 аварийных ситуации. Для сравнения, в минувшем году было проведено 1104 проверки и зафиксировано 12 аварийных ситуаций. За выявленные нарушения водного законодательства на территории Минской области в этом году уже отмечено более 570 штрафов и взыскано 357,445 млн руб.
Большой объем работы был направлен на повышение эффективности работы очистных сооружений в городах и поселках области. например, по данным ГУ «Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды» индекс загрязненности воды (ИЗВ) в 2012 г. по рекам области остался на уровне 2011г., а по озерам в целом улучшился. (Незначительно ухудшился ИЗВ в водохранилищах Заславское, Любанское). Улучшилось качество воды в реках Западная Березина, Сервечь и Плисса. Из умеренно загрязненных в относительно чистые перешла река Плисса 0,8 км ниже города Жодино. Незначительно ухудшилось качество воды в речке Уша – ниже города Молодечно и река Березина ниже города Борисов. К категории умеренно загрязненные относится створ речки Морочь выше населенного пункта поселка Яськовичи.
www.agrobelarus.by
Новости компаний 11.05.2022
Новости компаний 17.09.2021
Новости компаний 30.12.2019
Новости компаний 03.12.2019
Новости компаний 05.06.2019
Животноводство 22.06.2023
Животноводство 18.11.2021
Животноводство 17.05.2021
Технологии 04.04.2019
Технологии 17.05.2016
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться