Два морских бассейна наполняются водой рек Минской области. Из практики охраны водных ресурсов

 Два морских бассейна наполняются водой рек Минской области. Из практики охраны водных ресурсов

В европейских странах для очистки сточных вод в сельской местности часто используют грунтово-растительные площадки. Особенно широкое применение такой метод охраны окружающей среды нашел в государствах Балтийского региона, а особенно в Швеции. В Беларуси данные очистные сооружения пока распространены слабо, но в предстоящем году планируется реализовать несколько пилотных проектов. Инициирует их сооружение МОО «Экопартнерство», которое в октябре текущего года организовало специальную конференция, где был рассмотрен зарубежный и белорусский опыт водоотведения в сельской местности. Одним из участников  мероприятия был А.Р. Шахемиров – начальник управления государственной экологической экспертизы проектов и оперативного контроля Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды, с которым состоялась наша беседа.

 

– Андрей Рамазанович, на чем основывается практика в области охраны водных ресурсов? Каковы, так сказать, «инструменты» применения законодательства в этой сфере?

 

Основополагающим документом в области охраны и рационального использования водных ресурсов является Конституция Республики Беларусь. А «инструментом» служит Водный Кодекс нашего государства, международные договора Республики Беларусь и иные законодательные акты. Этим регулируются общественные отношения, возникающие при владении, пользовании и распоряжении водами и водными объектами. Водный Кодекс, в частности, направлен на создание условий для рационального использования и охраны вод, восстановления водных объектов, сохранения и улучшения водных экологических систем.

 

 Охрана вод от загрязнения, восстановление и улучшение состояния водных объектов и прочие действия предполагают конкретные взаимоотношения хозяйственных субъектов и физических лиц. Какими законодательными актами они регулируются?

 

– Для реального представления, отмечу, что по территории Минской области протекает около 500 рек и ручьев общей протяженностью свыше 10 тыс. км. Расположены, также около 400 каналов, свыше 562 озер, прудов и водохранилищ. По сути, два морских бассейна – Черное и Балтийское моря – собирают воду рек столичной области. Наиболее крупные реки, протекающие по территории области –Неман, Березина, Вилия, Птичь и Свислочь. Регулирование отношений в области использования и охраны вод в столь масштабном «хозяйстве» – дело непростое. Поэтому в целях удовлетворения потребностей в водных ресурсах юридических лиц и населения, в частности, отношения, в области питьевого водоснабжения, регулируются законодательными актами о коммунальном хозяйстве. На решение этих задач также направлено законодательство Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях, об обращении с отходами, об охране и использовании земель, об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, об охране и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха.

Под особым вниманием со стороны государства находятся  отношения, связанные с охраной и использованием подземных вод. Водным кодексом и иными актами законодательства регулируются отношения, связанные с использованием водных объектов для нужд водного транспорта и законодательством Республики Беларусь о внутреннем водном транспорте.

Использование и охрана водных объектов на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются законодательством о правовом режиме территорий, а также об охране и использовании вод, если иное не установлено.

 

– Очевидно, что для соблюдения правил и норм режима содержания водоохранных зон и прибрежных полос чрезвычайно важно грамотное размещение объектов, потенциально влияющих на качество вод. Каковы определения, установленные Водным кодексом РБ?

 

В соответствии с Водным кодексом Беларуси принят ряд конкретных определений, которые читаются однозначно. Например, водоохранная зона – это территория, прилегающая к водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также для сохранения среды обитания объектов животного мира и произрастания объектов растительного мира.

Прибрежная полоса – это часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водному объекту, на которой устанавливается более строгий режим хозяйственной и иной деятельности по отношению к режиму хозяйственной и иной деятельности, установленному на территории всей водоохранной зоны.

Границы водоохранных зон и прибрежных полос определенны проектами и утверждены решениями районных исполнительных комитетов для 500 малых рек. По большим и средним рекам области границы водоохранных зон утверждены решением Минского облисполкома №  727 от 26.07.2006 г. Решениями районных исполнительных комитетов утверждены границы водоохранных зон и прибрежных полос для 471 пруда, водохранилища и озера. В районах области проведена работа по утверждению минимальных размеров границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов в соответствии с положением № 377  «Об утверждении Положения о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности», временно, до разработки проектов водоохранных зон и прибрежных полос в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2006 года. Необходимо отметить, что заказчиком по разработке проектов являются местные исполнительные и распорядительные органы.

Руководителям хозяйствующих объектов следует знать, что основополагающим документом, регламентирующим режим хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, является Водный кодекс Республики Беларусь и конкретно статья 77, в которой  установлены запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах. В целом качественная и всесторонняя оценка и анализ устанавливаемых ограничений при размещении участков обуславливается анализом картографических материалов с нанесением водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, с нанесением зон строгой санитарной охраны водозаборов, материалов по лесоустройству, с нанесением границ особоохраняемых природных территорий и т.д.

 

Андрей Рамазанович, каково реальное состояние хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах на территории столичного региона?

 

Минским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды ежегодно проводятся  проверки водохозяйственных объектов, которые потенциально могут быть источниками загрязнения водных объектов. К ним относятся навозохранилища, склады ГСМ, пестицидов, минеральных удобрений и др. Контрольные рейды и проверки мы проводим совместно со службами МЧС, центрами гигиены и эпидемиологии, местными исполнительными и распорядительными органами. Это достаточно масштабная работа, потому что, например, на начало нынешнего года на территории Минской области расположены 855 объектов-водопользователей, отчитывающихся по форме 1-вода (Минприроды). В том числе 240 промышленных предприятий, 397 объектов Минсельхозпрода и 218 объекта управлений образования, торговли и здравоохранения облисполкома, комитетов по архитектуре и строительства, по труду, занятости и социальной защиты облисполкома, предприятий Минского областного «Управления жилищно-коммунального хозяйства», а также объектов Министерств связи и информатизации, объектов обороны. Приборами учета водозаборов обеспечены 98,7 % объектов. При этом, на всех поверхностных водозаборах области, а также на всех промышленных предприятиях установлены приборы инструментального учета.

В течение нынешнего года проведено 1015 проверок и зафиксировано 4 аварийных ситуации. Для сравнения,  в минувшем году было проведено 1104 проверки и зафиксировано 12 аварийных ситуаций. За выявленные нарушения водного законодательства на территории Минской области в этом году уже отмечено  более 570 штрафов и взыскано 357,445 млн руб.

Большой объем работы был направлен на повышение эффективности работы очистных сооружений в городах и поселках области. например, по данным ГУ «Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды» индекс загрязненности воды (ИЗВ) в 2012 г. по рекам области остался на уровне 2011г., а по озерам в целом улучшился. (Незначительно ухудшился ИЗВ в водохранилищах Заславское, Любанское). Улучшилось качество воды в реках Западная Березина, Сервечь и Плисса. Из умеренно загрязненных в относительно чистые перешла река Плисса 0,8 км ниже города Жодино. Незначительно ухудшилось качество воды в речке Уша – ниже города Молодечно и река Березина ниже города Борисов. К категории умеренно загрязненные относится створ речки Морочь выше населенного пункта поселка Яськовичи.

www.agrobelarus.by

 

 

 

 

 

 

  • Дата публикации: 18.11.2013
  • 1612
resourcesrecommended reading50 off promo codevisit our websitebest replica watchelf bar bc5000 kaufenhow to clean clear phone casetelefoonhoesjes met pasjeshouder