Беларусь планирует к 2020 году поставлять в ЕС 2 млн тонн молока в год

Беларусь планирует к 2020 году поставлять в ЕС 2 млн тонн молока в год

Беларусь планирует к 2020 году поставлять в страны Евросоюза 2 млн т молока в год. Об этом заявил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Беларуси Алексей Богданов на международном форуме «Беларусь молочная».

В министерстве сделали расчеты, сколько будет производиться молока и куда оно будет экспортироваться через пять лет. Российский рынок должен сузиться для белорусских экспортеров, поэтому придется переориентироваться на другие рынки, в том числе Евросоюза. Алексей Богданов привел эти расчеты:

– Мы примерно посчитали, какой у нас будет уровень производства в стране, какой экспорт, что будет в России и будет ли там нам место в целом. Будем ли мы там чувствовать себя вольготно, как сейчас. Вот расчеты: если в 2015 году весь импорт молочных продуктов в Россию составил 7 млн т, то к 2020 году он сократиться до 4 млн. т. А наш экспорт будет к тому времени в районе 6 млн т молока (в 2015 г. – 4,1 млн т – прим. Agriculture.by). Но если мы отнимем эти цифры, у нас получается дефицит 1,7 млн. т. Столько молока будет вытесняться с российского рынка производителями РФ. Оно будет ими замещаться. И нам уже сегодня надо думать, куда деть, как распределить эти тонны молока. Надо поэтому срочно двигаться на рынки третьих стран.

Анализ показывает, что надо активнее работать в других странах СНГ. В прошлом году цены там были даже выше, чем в России, подчеркнул представитель Минсельхозпрода.

Что касается рынка Евросоюза, то это, по признанию Алексея Богданова, «наиболее тяжелая для нас тема, но мы оптимистично на это смотрим, потому что уже начали движение по вхождению страны в ВТО». Он выразил уверенность, что Беларуси удастся максимально быстрыми темпами войти в ВТО, потеряв при этом как можно меньше для себя.

Конечно, ВТО не простая организация, – признал он. – Она требует и лоббирует интересы своих членов, крупных стран, лидеров. Но мы работаем с МИД, с нашими коллегами, чтобы войти в ВТО с наименьшими потерями по сельскохозяйственному сектору. Поэтому мы планируем около 2 млн т молока на страны Евросоюза, это 35% от уровня всего экспорта. На страны дальней дуги – 1,6 млн т молока, это 27,5%. Тоже надо работать.

Для белорусских экспортеров молока 2015 год был тяжелым. Из-за падения цен на мировом рынке, девальвации российской валюты и снижения покупательной способности на российском рынке, где наш основной потребитель, было потеряно более 1 млрд долларов.

Но итоги первого квартала 2016 года вселили определенный оптимизм. По некоторым позициям экспорт вырос и в целом продано молочной продукции почти 1 млн. т. В натуральном выражении увеличился экспорт масла на 53% к уровню I квартала прошлого года. На 20% больше поставили сыров и СЦМ, сухой сыворотки – на 26%. При этом Алексей Богданов обратил внимание, что экспорт СОМ составил только 90% к уровню аналогичного периода прошлого года:

– Мы договорились на совместной коллегии о том, что Беларусь будет поквартально отслеживать объемы сухого обезжиренного молока, соблюдать балансы, которые мы подписали. Поэтому мы убрали с российского рынка 10%. Тем более в этом году предстоит провести интересный механизм, он будет использован впервые ­­– будет применена интервенция на российском рынке. Посмотрим, как она будет происходить, там очень много интересного, мы в принципе эту позицию поддерживаем. Конечно, нам сложно конкурировать с мировыми лидерами, которые имеют огромный опыт, огромные удои. Мы пока только стремимся догнать их и выйти на тот же уровень. Думаю, интервенция только поможет производителям и в России, и в Беларуси.

Цены на белорусские экспортные молочные продукты схожи с мировыми, подчеркнул начальник управления министерства. Это касается цен на масло. «Сейчас ситуация такая, что цена у нас выше, но с учетом того, что другим поставщикам необходимо привести товар в РФ, растаможить его, уровень цен получается такой же», – пояснил Алексей Богданов. На СОМ цены тоже были схожи и пиковые цены совпадали, то есть в целом они примерно были синхронными. Разница в ценах – только при уплате таможенных пошлин при доставке товара и НДС. Поэтому в целом белорусская продукция конкурентна, резюмировал он. И на российском рынке белорусские производители конкурируют в большинстве своем не с российскими, а с разрешенными поставщиками из третьих стран, в основном это Новая Зеландия, Уругвай.

  • Дата публикации: 02.05.2016
  • 1030

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться