Вводят новшества и поднимают цены: что меняется с 1 апреля у мобильных операторов в Беларуси
30.03.2024
Столичные журналисты прошлись по цехам «Могилевлифтмаша», заглянули в испытательный центр — башню высотой с 30-этажный дом, — ну и, конечно, задали несколько неудобных вопросов. Надо же наконец разобраться, что там поскрипывает в шахте и зачем нужен этот резкий и неприятный писк из динамика в момент остановки кабины. Репортаж из серии «Как это делается» — о производстве белорусских лифтов.
Началось все ровно 50 лет назад. Сельская молодежь штурмовала города, хрущевки уже не справлялись с урбанизацией. Время требовало новых архитектурных решений и новой высоты жилых зданий. В октябре 1966 года Совет министров СССР принимает постановление о строительстве в Могилеве крупного завода лифтового машиностроения. Завод проектировался с размахом и был рассчитан на охват не только БССР, но и всей европейской части Союза.
Три первых лифта сошли с конвейера в 1970 году и были установлены в главном здании Могилева — в Доме Советов.
Сборка первых кабин могилевских лифтов, апрель 1970 года
Новый лифт могилевского завода, январь 1973 года
За полвека завод изготовил более 300 тыс. лифтов. Сегодня могилевчане производят 1000 лифтов в месяц. Лишь 11,5% из них продается в Беларуси. Как и в прежние времена, главным рынком сбыта остается Россия, куда уходит около 75% продукции.
Новый лифт начинается даже не с выплавки металла. Отправная точка — это научно-технический центр, где разрабатывают проектные решения. Затем собирается опытный образец и проводятся испытания, а уже потом запускается серийное производство. От первых чертежей до конвейера проходит от нескольких месяцев до года.
В научно-техническом центре работают в основном молодые ребята до 30 лет. На наше внезапное появление они реагируют настороженно, лишнего не болтают. Разработки — тема секретная.
— Улучшаем характеристики выпускаемых моделей и разрабатываем новые. Одна из новинок — модель коттеджного лифта без машинного помещения. Такие лифты востребованы и в России, и в Беларуси, — немногословен заместитель начальника центра Максим Соболев.
Накануне командировки в Могилев мы изучили некоторые комментарии и выделили наиболее больные вопросы. Отвечал на них начальник бюро рекламы ОАО «Могилевлифтмаш» Вадим Евстратов.
— Во многих лифтах по прибытии на этаж раздается довольно громкий и неприятный писк из динамика. Зачем он и можно ли его отключить?
— Звуковое оповещение — такой же элемент безопасности и безбарьерной среды, как пандусы и заниженные бордюры. Это делается для людей с ослабленным зрением и слухом. Многие светофоры в Минске также оборудованы звуковой сигнализацией — никто ведь не возмущается. Сигнализация в кабине срабатывает и при перегрузке. Мы учли жалобы и несколько лет назад заменили писк на более мелодичный звук. Полностью отключить звуковую сигнализацию нельзя, но ее можно сделать тише. Для этого необходимо обратиться в обслуживающую организацию.
— Советские лифты были шустрее. Нажал на кнопку — двери сразу закрываются. Современные никуда не спешат. Сперва о чем-то «думают», потом только едут…
— Пару секунд задержки — плата за прогресс (безопасность). Связано это с обеспечением электронного контроля за оборудованием, контактами цепи безопасности. Сегодня лифты напичканы различной электроникой. Станция получает сигнал, передает его на привод — на обработку уходит несколько мгновений. В Европе то же самое. В зависимости от модели лифта задержка между нажатием на кнопку и моментом начала закрытия дверей может составлять от 2 до 14 секунд. Если жильцы чувствуют какой-то дискомфорт, они опять же могут обратиться в обслуживающую организацию с просьбой установить минимальную временную задержку.
Большинство циркулирующих в комментариях жалоб касаются лифтов, произведенных в 2000-х годах. За последние несколько лет мы серьезно модернизировали производство, вложились в качество, поменяли подход к клиенту. Сегодня могилевские лифты ни в чем не уступают нашим прямым конкурентам — российским производителям. А по ряду технических характеристик современные модели соответствуют продукции таких известных брендов, как Kone и Otis.
Часть высокотехнологичных комплектующих мы закупаем за границей. Это, например, японские преобразователи частоты, отвечающие за плавный набор скорости и торможение, испанские и немецкие лебедки для лифтов без машинного отделения. Несмотря на импортную составляющую, наши лифты ощутимо дешевле зарубежных аналогов.
— Но продолжают скрипеть, застревать…
— Застрять может абсолютно любой лифт. Но далеко не всегда это происходит по вине производителя. Надежность лифта на 40% зависит от качества оборудования, еще на 40% — от качества строительства шахты и монтажа лифта и на 20% — от обслуживания. Эти цифры, конечно, условные, но достаточно точно отражают проблему. Несколько лет назад, когда белорусы массово уезжали на заработки в Россию, в Минске и в особенности в областных городах возник дефицит квалифицированных монтажников. Раньше все было просто — релейная станция и два выключателя, а сейчас лифт — это высокотехнологичный агрегат, требующий от монтажника знания не только механики, но и электроники.
С момента постройки испытательный комплекс «Могилевлифтмаша» остается самым высоким зданием в областном центре. 84-метровая башня включает в себя восемь сквозных шахт. Одна предназначена для тестирования скоростных лифтов. В каждой из остальных можно одновременно испытывать по два лифта на разных уровнях.
Здесь обкатывают экспериментальные узлы и агрегаты, периодически проводят «тест-драйвы» серийных лифтов.
С крыши испытательного комплекса обозревается весь Могилев и окрестности. В деталях можно рассмотреть территорию завода. Практически все производство сосредоточено в одном огромном здании. Туда мы сейчас и направимся.
Экскурсию начинаем с закромов — склада, куда с других предприятий поступает металл. Тонкий металл в рулонах (вес каждой катушки — около 7,5 тонны) необходим для производства дверей и стен кабин. Из толстых листов делают пол и другие элементы.
Женщины-крановщицы ловко подхватывают рулоны и перемещают их на станки, где происходит дальнейшая размотка и нарезка.
Порезанный металл попадает на листогибочный станок, где ему придают форму. На другом автоматическом станке пробиваются отверстия. Для изготовления деталей толщиной до 20 миллиметров используется несколько установок лазерной резки.
— Раньше здесь грохотали огромные 20-тонные прессы. Такой шум стоял, что работать без берушей было невозможно. Сейчас все делает лазер. Процессы обработки деталей идут в автоматическом режиме. Ручной работы практически не осталось, — рассказывает Вадим Евстратов.
Чтобы увеличить срок службы металлических элементов лифта, на них наносят защитно-декоративное покрытие. Большинство же элементов лифта покрывается порошковой краской. Длина трех автоматических линий порошковой окраски на «Могилевлифтмаше» — более 1000 метров.
— Весь порошок, не попадающий на детали, опускается вниз и используется повторно. Это практически безотходное производство, — говорит наш экскурсовод. — Кстати, сама краска антивандальная. Чтобы сделать царапину, надо постараться. Времена, когда испортить стену можно было ногтем, уже в прошлом.
Чтобы состав застыл и поверхность приобрела глянец, элементы проходят через сушильную камеру с температурой 200 градусов.
На участке сборки панелей управления на них наносится лазерная гравировка и закладывается электронная начинка.
В это время в другом цеху идет сборка механизма привода. Элементы лебедки доставляются с собственного литейного производства, которое вынесено за город.
Вал и колесо червячного редуктора, а также корпус лебедки обрабатываются на немецких, японских и итальянских станках. Процесс также автоматизирован.
Для повышения твердости рабочей поверхности червячного вала производится его ионно-плазменное азотирование вот в таких установках.
Корпусы лебедок и червячная пара проходят выборочную проверку в лаборатории, где измерительный прибор со всех сторон объезжает изделие и в контрольных точках фиксирует размеры. Точность замеров — до нескольких микрон. Если выявляется брак, всю партию могут отправить на переплавку.
Собранные редукторы и лебедки проходят обязательную проверку. В специальном помещении замеряется уровень шума работающей лебедки, который не должен превышать 70 децибел.
На других участках собирают элементы безопасности — ограничители скорости и ловители. Эти механизмы работают совместно. При превышении номинальной скорости ограничитель срабатывает, приводя в действие ловители, и их тормозные колодки плотно прижимаются к направляющим, вдоль которых движется кабина. Лифт замрет на месте даже в случае обрыва всех тросов кабины или противовеса.
Так выглядит участок сборки дверей. Конструкции вывешиваются на стенд, где проверяются и настраиваются специалистами.
«Мозги» лифтов — станции управления — собираются на дочернем предприятии «Могилевлифтмаша». Когда все детали и механизмы готовы, их упаковывают с сопроводительной документацией и отправляют заказчику. Сборкой и монтажом лифта на объекте занимается уже монтажная организация.
На территории завода ожидают погрузки с десяток фур. Большинство из них повезут могилевские подъемники в Россию, Украину и Казахстан. Сегодня предприятие экспортирует за рубеж почти 90% своей продукции.
— Если быть точным, 74,5% продаж приходится на Россию, 11,5% — на Беларусь, 7,4% — на Украину. Присутствуем на рынках Казахстана, Латвии, Литвы, Азербайджана. Незначительные партии лифтов отгружаем в Кыргызстан, Туркменистан, Молдову, Венесуэлу, в этом году продали первые два лифта в Германию, — говорит Вадим Евстратов. — Рекордным для предприятия стал 1991 год, когда мы произвели 14 тыс. лифтов. Затем, в середине девяностых, был резкий спад. И только в середине 2000-х, с началом коренной модернизации завода, дела начали налаживаться. В 2014 году продали 11 тыс. лифтов, в 2015-м — 10 тыс., за первое полугодие 2016-го — 5250. Только если в 1990-м мы «штамповали» всего две модели, то теперь освоили производство более чем 130 моделей грузоподъемностью от 100 до 6300 килограммов. Такая гибкость и позволяет удерживать рынки сбыта. В ближайших планах — освоение выпуска эскалаторов и траволаторов.
В Беларуси сократилось строительство жилья. Мы наверстали эти потери за счет российского рынка, где смоги потеснить как местных производителей, так и иностранных. Во многом это произошло благодаря освоению выпуска лифтов без машинного помещения. Если два года назад в России по количеству смонтированных лифтов мы занимали третью строчку, то в прошлом году вышли на второе место, а в этом поборемся за первое. Как это удается? При сопоставимых с конкурентами ценах предлагаем качество, сжатые сроки изготовления, хорошую сервисную поддержку.
Сейчас, в не самые простые для экономики времена, предприятие обеспечено заказами до конца октября. Средняя зарплата — почти 7 млн рублей, но есть высококвалифицированные специалисты, которые получают и тысячу долларов в эквиваленте.
Свое имя предприятие продвигает в том числе запоминающимися визуальными образами. В конце прошлого года лифтмашевцы
«Застрять бы с такой в лифте», — мечтал кто-то из комментаторов. «Лучше бы выпустили календарь с застрявшими людьми в реальных могилевских лифтах, которые в обычные дома ставят», — грустно отшучивался в ответ другой читатель.
— Свои недостатки мы знаем и за последние годы практически полностью устранили их, — спокойно реагируют на критику на заводе. — Но производитель не может отвечать за качество монтажа и за эксплуатацию. Давайте не забывать о правилах пользования лифтом. Его нельзя включать во время проведения в новостройке ремонтных работ. На практике этот пункт зачастую игнорируется. Люди перевозят тяжелые мешки с цементом, бетонная пыль забивается в щели, оседает на узлах и механизмах. За пару месяцев оборудование просто «убивается». А потом удивляются: почему лифт не едет?.
Новости компаний 11.05.2022
Новости компаний 17.09.2021
Новости компаний 30.12.2019
Новости компаний 03.12.2019
Новости компаний 05.06.2019
Животноводство 22.06.2023
Животноводство 18.11.2021
Животноводство 17.05.2021
Технологии 04.04.2019
Технологии 17.05.2016
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также