Фермерские хозяйства будут работать эффективнее, если создать типовые бизнес-проекты и агрофраншизы

Фермерские хозяйства будут работать эффективнее, если создать типовые бизнес-проекты и агрофраншизы

Фермерские хозяйства будут работать эффективнее, если создать типовые бизнес-проекты, агрофраншизы, в этом уверена Елена Скрынник, руководитель Международного независимого института аграрной политики, министр сельского хозяйства России в 2009-2012 гг.

- Российские фермеры — ключевой драйвер роста аграрной отрасли. Несмотря на то, что доля выпускаемой ими сельхозпродукции в общем объеме составляет 10-12%, фермерский сектор демонстрирует высокую динамику производительности. Например, по итогам 2016 г. фермеры в 3 раза опередили прочие сельхозорганизции по приросту производства молока. А площадь обрабатываемых земель за последние 10 лет они увеличили вдвое. Эти достижения могли бы быть еще более весомыми, если бы фермеры обладали большим доступом к кредитным ресурсам, рынкам сбыта и новым технологиям.

Учитывая огромный потенциал фермеров, мы должны найти новые подходы и инструменты его реализации. Один из них — разработка и активное продвижение фермерских агрофраншиз. Речь идёт о своего рода пошаговых инструкциях по созданию и ведению успешного фермерского хозяйства во всех отраслях, от растениеводства и животноводства до нишевых сегментов: сбора и переработки дикоросов, агротуризма, – сообщила Елена Скрынник.


Знания, смекалка и крепкие руки есть, не хватает четкой инструкции

По словам специалиста, за последние 15 лет Россия многое сделала для укрепления фермерства. Запущены программы поддержки, увеличивается уровень финансирования, стимулируется кооперация. Однако фермеры привыкли начинать и вести дело, опираясь только на свои знания, смекалку и крепкие руки, в то время как каждый из них может получить простой и понятный план работы, основанный на опыте передовых хозяйств: со всеми расчетами, полностью адаптированный к природно-климатическим и социально-экономическим условиям конкретного региона.

Развитие франчайзинга в фермерском секторе позволит не только передать хозяйствам современные бизнес-технологии, но и обеспечить постоянную методическую помощь на каждом этапе реализации проекта: от его начала до получения прибыли. Возникнет сообщество единомышленников, увлечённых своим делом.

К слову, в некоторых регионах, в частности, в Пермском крае и Тюменской области, есть успешный опыт агрофранчайзинга в пчеловодстве, кролиководстве. Местные власти активно участвовали в осуществлении таких проектов, в том числе обеспечили бюджетную поддержку.

В настоящее время Международный независимый институт аграрной политики разрабатывает ряд перспективных агрофраншиз по сельскому туризму.

- По нашим расчетам, участка площадью в 1 гектар достаточно для создания сельского гостевого дома с полноценной зоной отдыха. При определенных условиях гостевой дом, рассчитанный на 20 койко-мест, может приносить фермеру до 1 млн рублей прибыли в год, – пояснила Скрынник.

Ресурсы станут доступнее, продукция — популярнее

Преимущества агрофранчайзинга трудно переоценить, особенно если речь идет о начинающих фермерах, причем уже на этапе самого выбора направления работы. За счет использования передового опыта и наличия четкой картины бизнеса сельхозпроизводители смогут сэкономить свеё время и деньги, избежать элементарных ошибок, получить дополнительный источник позитивной мотивации. У них появится возможность решать возникающие вопросы в режиме онлайн, постоянно повышать свою квалификацию.

Внедрение агрофранчайзинга позволяет значительно увеличить доступ фермеров к инвестиционным ресурсам благодаря повышению прозрачности и предсказуемости бизнеса. Банки и госучреждения смогут гораздо быстрее и эффективнее провести оценку финансовой состоятельности заемщика. Как следствие, решение о выделении необходимых ресурсов будет приниматься оперативнее.

Кроме того, повышение прозрачности и предсказуемости будет способствовать расширению социальной базы фермерства, повышению его привлекательности и перспективности в глазах молодежи. Благодаря агрофраншизе фермерская продукция станет более популярной, укрепится доверие к фермерам со стороны потребителей. У фермерских хозяйств появится возможность партнерства с крупными агрохолдингами и торговыми компаниями.

Сегодня фермеры сами несут риски ведения бизнеса, создают новые рабочие места для жителей села. И поэтому они вправе рассчитывать на более высокий уровень дохода, чем в среднем по стране. Кроме того, большая часть прибыли фермерского хозяйства не расходуется на потребление, а вкладывается обратно в дело: в покупку новой техники и оборудования, уходит на платежи по кредитам. Если расходы фермера на собственное потребление не превышают 20 %, то нормальная годовая прибыль фермерского хозяйства должна составлять порядка 10 млн рублей. Увеличить этот результат позволит в том числе активное продвижение в России фермерского агрофранчайзинга.

  • Дата публикации: 06.07.2017
  • 2388

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться