
Куда заведет аграриев усиление госрегулирования отрасли
20.12.2021
Фразеологический оборот "кто не успел, тот опоздал" отнюдь не случайно пользуется такой популярностью. И не только потому, что преднамеренная тавтология усиливает эту фразу. Дело еще и в том, что ситуация неспешности в принятии решений, затягивания момента в разрешении возникающих проблем в нашей жизни, к сожалению, достаточно распространена. И не только на бытовом уровне.
Приведем три факта, о которых сообщили за последние недели различные средства массовой информации.
Факт первый. Российская газета "Коммерсантъ" пишет 21 ноября, что крупнейшие онлайн-экспортеры этой страны, среди которых eBay, Farfetch, а также Российский экспортный центр, предложили внести поправки в налоговый кодекс РФ для упрощения процедур продажи товаров за рубеж. Разрабатывается законопроект, который позволит существенно упростить процедуру экспорта товаров из России. А основными направлениями онлайн-экспорта из России участники рынка называют США и Казахстан, но прежде всего – нашу страну!
Беларусь – лидер по покупкам в РФ, на нее приходится 18,6% онлайн-продаж. Следом идут США (17%) и Казахстан (12,8%). Украина занимает долю в 8,3%. При этом именно сложности с возвратом НДС не дают российским экспортерам развернуться еще шире. И если этот рубеж-ограничитель будет вскоре преодолен, сдержать поток товаров от соседки в нашу страну уже ничто не сможет.
Факт второй. О нем буквально на следующий день, 22 ноября, сообщил один из белорусских порталов. Оказывается, российский онлайн-гипермаркет Ozon активно анализирует белорусское маркет-пространство. Российская компания проводит мониторинг нашего рынка, изучает ключевых игроков и ассортимент. Ее также интересует в Беларуси рынок поставщиков и производителей, рынок помещений под распределительные центры и пункты вывоза товаров. Зачем? Им интересна страна, где много активных интернет-пользователей и потенциал онлайн-продаж очень высок. "Когда мы выйдем на рынок Беларуси, клиенты получат максимальный ассортимент в несколько миллионов товарных наименований, а также быструю доставку и комфортные условия возврата, обмена и лояльности", – цитирует портал представителей компании. Есть уже данные, что первые отгрузки начнутся в феврале будущего года, а доставку на стартовом этапе планируется делать с территории России.
И факт третий, о котором сообщили разные новостные агентства, в частности в ноябре писал РБК. Уже в 2019 году в странах ЕАЭС, а значит, и в Беларуси, могут разрешить интернет-торговлю алкоголем, табачными изделиями, лекарствами, ювелирными изделиями. Это предусмотрено проектом дорожной карты по развитию цифровой торговли в ЕАЭС на 2019-2020 годы. Авторами инициативы являются представители электронных торговых площадок и ассоциаций, производители, провайдеры логистических и платежных услуг России. В начале ноября на заседании экспертной площадки по цифровой торговле ЕАЭС обсуждались предложения по развитию онлайн-ретейла – на основании этих рекомендаций и будут разработаны изменения в проект дорожной карты. Ведь цифровая торговля в ЕАЭС должна развиваться в соответствии с мировыми трендами и требованиями времени!
К чему приведенные факты? Да к тому, что где-то мы все это уже слышали. Стоит немного погуглить, и выяснится, что об этих проблемах еще в марте прошлого года говорили представители белорусской некоммерческой организации "Ассоциация розничных сетей". Представители отечественного ретейла тогда обращались в государственные органы с просьбой проанализировать ситуацию с развитием электронной торговли в стране и присмотреться к вызовам, которые проявились еще в 2015 году с появлением на рынке российских интернет-магазинов одежды и обуви. Ассоциация предлагала рассмотреть возможность легализации продажи посредством онлайн-площадок алкогольных напитков, табачных изделий и лекарственных средств, аргументируя данный шаг необходимостью поддержать развитие цифровой торговли в Беларуси.
Позволим себе только одну цитату: "Впечатляющий рост продаж российских интернет-магазинов в Беларуси – wildberries.by с Br89,5 млн в 2015 году к Br120,97 млн в 2016 году (35,1% роста) и lamoda.by с Br26,55 млн к Br91,53 млн (245% роста!!!), торгующих обувью и одеждой в широчайшем ассортименте преимущественно российского и зарубежного производства, - наглядно показывает, как новые каналы продаж могут в течение нескольких лет отвоевать рынок у отечественных производителей, если и далее продолжать игнорировать ситуацию с запретами и ограничениями".
Звучало и еще одно предупреждение: мощные российские розничные сети располагают собственными логистическими центрами в Брянске, Смоленске и Пскове. И в случае снятия запретов на интернет-торговлю алкоголем и табаком в рамках ЕАЭС они мгновенно удовлетворят спрос покупателей из Беларуси. Правда, не напитками "Белгоспищепрома", а продукцией российского производства по российским же ценам и с уплатой акцизов и налогов в российский бюджет.
Обращение о легализации продаж в то время, к сожалению, так и не было услышано. "Нецелесообразно", – посчитали одни. "Бесовщина", – сказали другие, вообще никак не связанные с экономикой и развитием торговли. Прошло чуть менее двух лет, и стала очевидной ошибочность подобной позиции. Инертность мышления и осторожность действий все же не лучший помощник для экономического роста. Стоит вспомнить и о том, как представители крупнейшего ретейлера Беларуси неоднократно просили пересмотреть антимонопольный порог, установленный МАРТ на уровне 20% от розничного товарооборота продовольственными товарами, как сдерживающий развитие бизнеса и ограничивающий конкуренцию. Приводились аргументы, делались ссылки на мировой опыт… А Минпромторг РФ поддерживает повышение порога доминирования для розничных сетей до 35%, составляющего сейчас 25%, сообщили "Ведомости" со ссылкой на министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Документ уже проходит согласование и будет, по словам министра, принят оперативно. Ведь такое ограничение, считают в России, сдерживает развитие торговых сетей. Это к вопросу о том, как поддерживают свою розницу и с какими мощными представителями российской торговли придется вскоре столкнуться белорусскому ретейлу.
Пришло время осознать, что мировой тренд на развитие электронной коммерции, создание мощных торговых онлайн-площадок и открытый интернет-рынок – это реальность. Это не где-то там, у них, а у нас. И если не мы, то они. Необходимо четкое понимание, что и американские, и китайские торговые интернет-гиганты создавались при прямой поддержке своих государств – налогами и льготами, не говоря о законодательном обеспечении благоприятной конкурентной среды. Как показывает практика, это уже отчетливо осознают и в Российской Федерации. Для наших восточных соседей рынок почти 10-миллионой страны с активными интернет-пользователями, как оказалось, весьма притягателен. И они будут выходить на него агрессивно и напористо, используя в том числе возможности ЕАЭС.
Хочется верить, что еще не упущено время. И еще есть шанс что-то сделать, чтобы не констатировать: кто не успел, тот опоздал. А если при этом вспомнить поговорку про того, кто не рискует, может получиться вообще интересный неологизм: кто не успел, не пьет шампанского. По крайней мере, белорусских производителей…
Новости компаний 27.03.2025
Новости компаний 26.03.2025
Новости компаний 19.03.2025
Животноводство 05.02.2025
Животноводство 27.01.2025
Растениеводство 15.01.2025
Растениеводство 25.11.2024
Животноводство 08.02.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также