Сельское хозяйство в Европу принесли «мигранты» с Ближнего Востока

Переход от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству называют «неолитической революцией». Она привела к значительному росту населения, образованию городов и первых цивилизаций. Появившись на Ближнем Востоке около 12 тыс. лет назад, сельское хозяйство довольно быстро пересекло море и оказалось в Европе. Последние 50 лет учёные спорят о том, как это произошло: попали ли скотоводство и земледелие на новый континент вместе с ближневосточными «фермерами» или в результате обмена идеями?

Две работы, опубликованные в конце ноября, кажется, способны поставить точку в дискуссии. В первой статье, опубликованной в журнале Nature,  приводятся данные масштабного исследования древней ДНК. Большой коллектив исследователей проанализировал геномы 230 древних людей, который жили в западной части Евразии между 6500 и 300 годами до н.э. Авторы работы провели также первый полногеномный анализ ДНК неолитических «фермеров» с Ближнего Востока. Оказалось, что ближневосточные земледельцы были прямыми предками своих европейских «коллег». Впрочем, в генах последних есть и небольшой «отпечаток» европейских охотников-собирателей.

Авторы второй статьи, препринт которой опубликован на сайте bioRxiv, пришли к похожим выводам. Они сравнили ДНК, извлечённые из останков пятерых людей эпохи неолита из северо-западной Турции и северной Греции, живших во время появления сельского хозяйства в Европе. Анализ показал поразительное генетическое сходство между «фермерами» Греции, Анатолии и Центральной Европы. Как видим, «распространителями» сельского хозяйства опять выступают земледельцы из Ближнего Востока. Но не стоит думать, что земледельцы, придя в Европу, сразу вытеснили местных охотников и собирателей. Как показывает недавняя работа, потомки первых европейцев и земледельцы-мигранты жили бок о бок на протяжении более двух тысяч лет. Всё это время охотники-собиратели сохраняли свой образ жизни.

Полученные результаты согласуются с данными археологии, антропологии, лингвистики, а также других генетических исследований последних лет, согласно которым земледелие и скотоводство распространялось на новые территории путём миграции людей, а не идей. Конкретные же маршруты, которыми шли скотоводы и земледельцы, предстоит ещё уточнить.

Не так давно исследователи из Испании и Великобритании предложили «морской путь» распространения сельского хозяйства. Они обнаружили тесную генетическую связь между древним населением Ближнего Востока и жителями Кипра и Крита, которая подтверждается, по мнению авторов гипотезы, общими чертами в архитектуре и сходством в погребальных сооружениях. Кроме того, на возможность такой связи указывают и результаты радиоуглеродной датировки кипрских находок – около 10,6 тысячи лет назад.

Иными словами, земледелие появилось на Кипре и Крите через небольшое время после его возникновения. Первыми земледельцами-мигрантами, вероятно, были небольшие группы колонистов-мореплавателей, а не сухопутные путешественники. Между тем, хотя авторы «морского пути» и считают его наиболее вероятным и ранним способом распространения сельского хозяйства, они не отрицают гипотезу об «анатолийском» пути первых «фермеров». Оба маршрута могли быть тесно связаны.

• Автор материала: Антонов Егор