Молочные реки – по новому руслу: реформа мясо-молочной промышленности в Беларуси

Молочные реки – по новому руслу: реформа мясо-молочной промышленности в Беларуси
Сейчас в Беларуси идет реформа промышленности, в том числе мясо-молочной. На протяжении последних лет наша страна входит в пятерку ведущих поставщиков молока и молочных изделий в мире. Какие изменения принесет реформа в эту отрасль? К какому знаменателю должны прийти отечественные мясо-молочные предприятия? Об этом рассказал генеральный директор КУП "Миноблмясомолпром" - управляющей компании холдинга "Мясомолпром" - Сергей КРИШТАПОВИЧ.
 
Каковы цели и задачи нынешней реформы промышленности? Как она отразится на мясо-молочной отрасли?
 
Наша главная цель – получить эффективную и конкурентоспособную переработку сырья, отвечающую всем мировым требованиям. В первую очередь, результат будет достигаться за счет минимизации издержек, которые сегодня составляют в структуре себестоимости около 20%. Кроме того, следуя мировому опыту и опыту стран-соседей, мы должны прийти к четкой выстроенной специализации предприятий и, как следствие, к максимальной загрузке действующих мощностей. А также к развитой структуре сбыта и грамотной маркетинговой политике. Вот основные задачи на ближайшее время.
Учитывая, что в большинстве своем перерабатывающие предприятия являются градообразующими, их реформирование положительно скажется на уровне жизни местного населения. Эффективная работа производства – это и бюджет районов, и занятость людей, и достойная заработная плата.
 
Есть немало примеров успеха крупных холдингов, в состав которых входят предприятия помельче. Названия этих холдингов знает каждый: Nestle, Henkel, Kraft Foods и т.д. Перенимается ли западный опыт белорусами?
 
Белорусская промышленность постепенно приходит к пониманию того, что создание холдингов необходимо. Мы очень аккуратно и взвешенно подходили к разработке собственной концепции. Для начала внимательно изучили опыт соседей, которые эту работу провели ранее. Все лучшее, что увидели у них, взяли на вооружение. Конечно, белорусский рынок имеет свою специфику – это мы тоже учитывали. Но во многом наша политика сходится с политикой крупных холдингов сопредельных государств. Это касается качества выпускаемой продукции, работы с торговыми сетями, механизмов маркетинга и рекламы и т.д. Мы учимся на чужих ошибках и надеемся, что это поможет нам набить меньше шишек и обойтись минимальными издержками при создании мощной структуры.
 
За счет чего реструктуризация предприятий может снизить их расходы, повысить доходы и, в целом, вывести отрасль на новый уровень?
 
Главным образом, за счет снижения удельного веса производственных и управленческих расходов, экономии на эффекте масштаба. А также благодаря обеспечению финансовой и экономической устойчивости всех предприятий холдинга. Свою роль сыграет и диверсификация производства, выпуск новых конкурентоспособных продуктов. Кроме того, реструктуризация предприятия наверняка увеличит его инвестиционную привлекательность, что позволит получить более дешевые кредитные ресурсы от финансовых институтов. Понятно, что крупный игрок рынка более интересен для потенциальных инвесторов, чем какое-то мелкое предприятие. Акции крупного производства по-другому оцениваются и имеют гораздо больше перспектив.
 
В начале осени звучало, что к концу текущего года в сфере производства молочной и мясной продукции планируется провести отраслевую интеграцию предприятий в холдинге. Что было сделано?
 
2012-й год можно назвать знаковым, потому что мы провели уже третий этап структурирования наших предприятий: уплотнили их по региональному принципу. Например, в состав Слуцкого сыродельного комбината вошла "Клецкая крыначка", Любанский сыродельный завод, Копыльский маслосырзавод, Солигорский филиал, также к ним присоединился Слуцкий консервный завод. К Борисовскому молочному комбинату (ТМ "Здравушка") был присоединен Березинский завод. В этом году мы завершаем акционирование столичного молочного завода № 1 и Минского мясокомбината. Т.е. в этом году мы практически сформировали структуру, которая сможет достойно конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
 
Какие выгоды сулит малым предприятиям присоединение к холдингу?
 
Главным образом, это увеличение рыночной стоимости самого малого предприятия. А также ритмичная загрузка производственных мощностей и понятная политика развития. Вот три основных момента, которые делают вхождение в холдинг для малых предприятий привлекательным.
Войти в холдинг на добровольной основе может любой субъект отраслевой принадлежности (в нашем случае – мясо-молочной промышленности), который того желает. При этом минимум 25% акций будет передано в распоряжение управляющей компании. Решение о вхождении новых участников в состав холдинга принимает совет директоров на общем собрании. Вопрос рассматривается коллегиально с разрешения собственника.
 
Какие изменения во внутренней и внешней политике компаний влечет за собой их присоединение к холдингу? Наверняка придется пересматривать ассортимент выпускаемой продукции, модернизировать производство для увеличения качества товаров, чтобы выйти на единый уровень т.д.
 
Конечно, определенные изменения предусматриваются, и они должны пойти предприятиям во благо. Все перемены будут происходить с учетом производственных мощностей предприятий, действующей сырьевой зоны, традиций работы на рынке, квалификации специалистов этого предприятия. Предусматривается специализация предприятия для выпуска конкретного ассортимента продукции. Компании много теряют, когда выпускают однотипную продукцию, а потом конкурируют друг с другом. Чтобы продать товар, им приходится объявлять скидки, соглашаться на отсрочки платежа. А если будет четкая специализация: кто что должен выпускать, какие объемы и для кого – в выигрыше окажутся все.
Вообще, процесс совершенствования, как любой личности, так и любого предприятия – он бесконечен. Нельзя сказать, что вот сегодня мы определили структуру, и она будет неизменна десятилетиями. Конечно, будут вноситься какие-то коррективы в зависимости от потребностей рынка, культуры питания, внедряемых инноваций, что позволит продукции предприятий всегда оставаться востребованной.
 
Субъекты вашего холдинга – давно работающие обособленные предприятия, которые отличаются друг от друга масштабом, корпоративной культурой, подходами к управлению бизнесом. Как удается обеспечить управляемость расширенным бизнесом?
 
Наша цель как управляющей компании – это выработать единую политику управления всеми процессами и направлениями деятельности. Директора предприятий – исполнители этой единой политики холдинга. И если они относятся к поставленной задаче ответственно, то нет необходимости глубоко вмешиваться в их работу на местах. Каждый отвечает за свое направление деятельности, выкладывается на конечный финансовый результат. Потому что по итогам работы всех, даже небольших предприятий, будут судить о холдинге в целом.
 
Расскажите о механизме реализации продукции предприятий, включенных в холдинг: на внутреннем рынке, на внешнем. С учетом того, что Россия – основной покупатель белорусских товаров – вступила в ВТО, и доля экспорта может снизиться...
 
На внутреннем рынке кардинальных изменений не произойдет. Предприятия как работали, так и будут работать с учетом потребностей населения. Существенные перемены ожидают только логистику. Если, например, раньше в магазин приезжало несколько машин от разных предприятий, и они долго ждали разгрузки, потом ехали в следующую торговую точку и там тоже теряли время, то теперь продукция разных предприятий будет доставляться с базы холдинга. Одна машина привезет весь необходимый ассортимент в каждый конкретный магазин.
 
Что касается внешнего рынка, то нам нужно выстроить боле агрессивную политику в плане продаж, чем мы весь этот год и занимались, помимо структуризации предприятий. На данный момент уже разработана единая мощная торговая марка, которая, надеемся, впоследствии перейдет в бренд. Ее проверили на патентную чистоту, и в начале 2013 года представим нашим внешним контрагентам. Более того, ведущие российские агентства тоже разработали торговую марку для выпуска цельномолочной продукции под единым мощным брендом. В январе мы будем ее презентовать, а месяцем позже представлять на выставке ПРОДЭКСПО в г. Москва.
 
И в заключение беседы хотелось бы сказать следующее: мы должны выходить на внешние рынки единым мощным пулом, т.к. затраты по позиционированию торговой марки велики. И небольшому предприятию не под силу "потянуть" все издержки. Поэтому структуризация предприятий и их специализация положены в основу экспортной политики холдинга. Это непросто, но на местах уже понимают, что за счет масштабности, полной загрузки мощностей и эффективной реализации мы можем получить значительный экономический эффект.
 
***
Консолидация сил в рамках холдинга – главная тенденция последних лет на мировом молочном рынке. Насколько успешно переймут этот опыт белорусы – покажет время. Но такая политика понятна и разумна. Ведь все мы помним притчу о прутиках, которые легко переломить по отдельности и довольно сложно, когда они связаны вместе.

TUT.BY
  • Дата публикации: 13.12.2012
  • 1736
resourcesrecommended reading50 off promo codevisit our websitebest replica watchelf bar bc5000 kaufenhow to clean clear phone casetelefoonhoesjes met pasjeshouder Immediate Peak