Государственные агрокомбинаты борются с похитителями кукурузы

Государственные агрокомбинаты борются с похитителями кукурузы
Практически вся кукуруза, которую на каждом углу предлагают уличные торговцы, зачастую накануне исподтишка вынесена с полей сельхозпредприятий, констатирует «СБ». В августе — сентябре это уже стало традиционной народной «забавой». К слову, небезобидной.

За тайный «сбор урожая» нарушитель получит штраф от 10 до 30 базовых или административный арест. В крайнем случае придется нести уголовную ответственность. Вот только уличные торговцы, похоже, считают угрозу несерьезной.

— Своя или колхозная? — интересуюсь у паренька, активно торгующего в минском переходе початками по 5 тыс. за штуку.

— Как у всех! — ловко парирует тот. Принцип «все вокруг колхозное, все вокруг мое» здесь главный двигатель торговли.

Впрочем, как и везде. О том, что кукуруза — товар ходовой, в Брестской области лучше всех знает милиция, сотрудники которой регулярно патрулируют поля. В Минской — это головная боль хозяйств. Скажем, работники агрокомбината «Ждановичи» на личном транспорте в выходные и будни объезжают свои владения. Неподалеку от города всегда много желающих загрузить в багажник мешок-другой початков. Правда, и милиция, и хозяйства честно признаются: бесполезно, возле каждого поля охрану не поставишь. Нарушители быстро сматывают удочки, окольными путями уносят с поля добычу. Кого ловят — с того и взятки гладки: ну что взять с местных безработных алкоголиков? Некоторые хозяйства подошли к войне с несунами творчески. На Витебщине подступы к кукурузному полю заливают навозной жижей — попробуй перепрыгни. А в прошлом году по южным районам поползли слухи о диких кабанах, нападающих на любителей кукурузных початков. По иронии судьбы именно там и задержали «рекордсменов», умудрившихся собрать четыре (!) тонны. Продать не успели.

Ситуация абсурдная. Полакомиться ароматной кукурузой с солью многие из нас с детства не прочь. Почему же початков не купить в магазинах? Не найти на прилавках общепита? Увы, в списке продуктов питания такая позиция не значится. Специалисты утверждают: рассчитана кукуруза не для питания человека, а для кормления животных — для этого у нас ее, собственно, и выращивают. Резонен вопрос: отчего тогда в законсервированном виде «корм» уже вдруг оказывается на одной полке с зеленым горошком и ананасами? Николай Надточаев, заведующий отделом полевого кормопроизводства НПЦ НАН Беларуси по земледелию, объясняет: в салат мы кладем законсервированную не кормовую, а сахарную кукурузу. Ее у нас выращивают в основном лишь на юге, в Турове, здесь же и консервируют.

— Есть еще частники, которые в других регионах занимаются сахарной кукурузой. От кормовой на самом деле она мало чем отличается, разве что чуть более требовательна во время прорастания и уязвима перед вредителями. Но тут другая проблема — нужен четко отлаженный рынок сбыта: такую кукурузу необходимо сразу или заморозить, или охладить, иначе она быстро прокиснет, через час-два. Эту технологию трудно выдержать нашему общепиту. Поэтому к кукурузе в свежем виде будет немало вопросов от санэпидемстанции. Тем не менее семена свободно есть в продаже, и каждый дачник может вырастить любимое лакомство на своем участке.

  • Дата публикации: 05.09.2013
  • 618