Россию молоком и мясом не корми

Россию молоком и мясом  не корми
Вчера, 4 октября, можно сказать официально стартовала очередная волна "холодной войны" между украинским бизнесом и российскими контролирующими органами. Ведь в конце сентября "Россельхознадзор" ввел запрет на ввоз мясо-молочной продукции на территорию Российской Федерации для восьми Украинских предприятий. Речь идет о таких производителях, как ООО "Молис", ОДО "Глобинский маслозавод" (занимаются производством сыров, сухого молока и масла сливочного), ПАО "Бель Шостка Украина" (производство сыров), ДП "Мясокомбинат Заря", ООО "Компания "Зевс ЛТД" (производство говядины и свинины), ООО "Данон Днепр", ЗАО "Лакталис Николаев" (производство молочной продукции), ЧАО "АПК-ИНВЕСТ" (убой свиней, разделка, хранение, производство готовой мясной продукции).
"Что стало причиной настолько жесткого решения россиян?" - может поинтересоваться читатель, если он не "в теме". Ответ прост. Как уже писал "Обозреватель", новый продуктовый конфликт в российско-украинских отношениях возник 24 сентября. Именно в этот день "Россельхознадзор" в процессе исследований обнаружил "запрещенные и вредные вещества в партиях пищевой продукции трех украинских предприятий". В частности, под удар попала следующая продукция отечественного производства: партия сыра Хмельницкой маслосыробазы (выявлены бактерии группы кишечной палочки); партия мяса птицы одного из предприятий группы "Агромарс" (выявлена сальмонелла); партия сухого молока производства компании "Рось" (филиал Роменского молочного комбината) (выявлены мезофильные аэробные и факультативно-анаэробные микроорганизмы). Изначально продукция выше названных предприятий попала под "режим усиленного контроля", а несколькими днями позже мясо и молоко ряда украинских предприятий запретили реализовывать на российской территории.
Пока непонятно, какими именно мыслями руководствовались специалисты "Россельхознадзора", когда озвучивали перечень предприятий, продукция которых теперь в РФ, как говорится, "персона нон грата". Ясно другое: некоторые детали в этой ситуации выглядят несколько странно.
Во-первых, сами украинские предприятия, попавшие в "черный список" "Россельхознадзора", даже не были уведомлены о таком безапелляционном решении в отношении их товара.
Во-вторых, парадоксально, но в список запрещенных к продаже в России продуктов питания попали и те производители, которые давно и успешно ведут свой бизнес на территории соседней державы.
В-третьих, Киев отнесся к новому витку мясо-молочного продуктового конфликта достаточно прохладно. Сегодня такое спокойствие наших чиновников выглядит несколько неоднозначно. Ведь многие из нас еще помнят начало 2012 года, когда при старте сырного конфликта российские и украинские контролирующие органы вели бурную дискуссию. Нынче же все выглядит официозно. Во всяком случае, именно такое отношение к данному конфликту демонстрирует аграрный министр Украины Николай Присяжнюк, который во время пресс-конференции в Кабмине заявил: этот вопрос будет решаться в рабочем порядке. Ни больше, ни меньше. Воистину "исчерпывающий" ответ, после которого возникает еще больше вопросов…      
Утверждение касательно того, что Россия  вошла во вкус торговых войн и все не может остановиться, действительно, имеет определенную почву. И тут, конечно, нет человеческих жертв, как на настоящем поле боя. Зато имеются существенные финансовые потери. Для украинской стороны. Как отмечают эксперты, только за первое полугодие 2012 года (по сравнению с аналогичным периодом 2011-го) Украина потеряла примерно 65 млн. долларов по причине запрета ввоза нашего сыра для продажи на территорию РФ. В частности, если говорить об объемах экспорта сыра, то еще год назад Украина производила для иностранных потребителей продукции на 380 млн. долларов, причем 86% из этого объема приходилось на Россию. Однако буквально за год потери украинских сыроделов из-за торговой войны, инициированной "Роспотребнадзором", вылились в десятки миллионов долларов.  
Примечательно, что тренд снижения экспорта украинских продуктов питания можно явно проследить не только на примере нашего сыра. Не лучше обстоят дела и с другими видами молочной продукции. Так, в Украинском клубе аграрного бизнеса отмечают, что по итогам первого полугодия 2012 года экспорт отечественной молочки упал на 29%, то есть потери наших производителей оцениваются в такую внушительную сумму, как 78,9 млн. долларов (по сравнению с аналогичным периодом 2011-го).
"За первое полугодие полугодие 2012 года было экспортировано на 20% меньше сухого молока, на 56% меньше - цельномолочной продукции (молоко, кефир, сметана, ряженка, йогурт, сыры жирные и др.) и на 81% меньше - масла сливочного. Общие потери составили 78,9 млн. долларов", - отметил директор агентства AgriSurvey УКАБ Тарас Гагалюк.
Как ни крути, а потери и для нашего бизнеса, и для нашего госбюджета – весьма ощутимые. И пока в ходе торговых войн наши производители только и успевают "зализывать раны", так как точно оказались не в выигрыше, российский бизнес радостно потирает руки: им ведь снижение объемов украинского продукта на внутреннем рынке явно выгодно. Даже некоторые цифры подтверждают данный тезис. Мол, пока на территории РФ отсутствуют продукты питания украинского производства, российские молочники/мясники увеличивают свои объемы выпуска и продажи товара.
Согласно официальным прогнозам, в 2012 году (по сравнению с 2011-м) Российская Федерация за счет собственных мощностей увеличит производство скота и птицы на убой на 5% до 11,5 млн. тонн, молока - на 2%, до 32,1 млн. тонн. Такую информацию озвучил глава Министерства сельского хозяйства России Николай Федоров. По его словам, положительная динамика в животноводстве сохраняется даже несмотря на сложный год, который таковым оказался, например, по причине засушливой погоды в ряде регионов России.
Когда речь идет о торговых войнах, аналитики всегда стараются разобраться в причинах очередных конфликтов. Касательно новой – мясо-молочной войны – эксперты высказывают диаметрально противоположные мнения на тему: а зачем России все это нужно?
Так, по мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, продуктовые конфликты Киева и Москвы не стоит искать в плоскости экономики, так как все это чистая политика.
"Экономические войны Москва всегда ведет тогда, когда чисто политическими методами не может достигнуть своих целей. Тот факт, что весь год Россия предъявляет претензии к якобы низкому качеству сначала украинского сыра, а теперь мяса и молока, также не удивляет. Кремлю надоело вести дипломатические переговоры о вхождении Украины в Таможенный союз, а еще надоело разговаривать о цене российского газа. Москве нужно все сразу и сейчас. Потому что в России понимают, Киев сделает все возможное, чтобы избавиться от газовой зависимости Кремля. И дается на это, ну, максимум пять лет. А это не входит в планы Москвы. Ведь тому же "Газпрому" нужна Украина для монополизации европейского рынка с целью увеличения объема продаж газа. В этом отношении Украина как плацдарм для ведения "газпромовских" бизнес-войн в Европе. Поэтому Россия от Украины ни в коем случае не отступится и свои интересы будет защищать даже в ущерб желудкам российских граждан", - пояснил "Обозревателю" свою точку зрения Александр Охрименко.
Несколько другие соображения на счет старта новой волны российско-украинского продуктового конфликта "Обозревателю" высказал аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. По его мнению, конфликт в сегменте мясо-молочной продукции связан, прежде всего, с интересами определенных российских бизнес-групп. "Российский мясо-молочный бизнес хотел бы получать большие прибыли на своем внутреннем рынке. Однако им тяжело достигать своих целей, так как украинская продукция является сильным конкурентом. Кроме того, украинская продукция в РФ может быть дешевле российской. И это заставляет действовать российских производителей любыми методами. Однако трудно утверждать, является ли данная инициатива исходящей из высоких кругов в Кремле. Дело в том, что для такого рода выводов сегодня, к сожалению, не имеется достаточно информации. С другой стороны, насколько мне известно, российский мясо-молочный бизнес не так уж и сильно представлен в виде какой-то лоббирующей силы в провластных кругах. Поэтому российские производители мяса и молока пользуются всеми доступными им рычагами – то "Росссельхознадзором", то "Роспотребнадзором". И, по сути, такие механизмы лоббирования на данный момент демонстрируют хороший эффект", - поделился соображениями Александр Жолудь.
И действительно, если политический аспект в торговых войнах России и Украины пока что трудно доказуем, то экономическая заинтересованность в продуктовом конфликте со стороны российских производителей мяса и молока, как говорится, налицо. Подтверждением тому могут служить комментарии российских экспертов касательно ситуации на рынке молочной продукции. Итак, давайте изучим, какие же тренды происходят в данном сегменте. Это может послужить хорошим примером для понимания, возможно, самой сути нынешнего торгового конфликта.  
Как отмечают российские аналитики, несмотря на аномальную засуху в регионах России, несовершенство российского сельхоззаконодательства, низкую закупочную цену молока и высокую конечную стоимость молочки, - этот бизнес сегодня является весьма привлекательным. Во-первых, потребительский спрос на молочную продукцию в России достаточно велик. Во-вторых, на мировых рынках растет стоимость молочной продукции, поэтому данный фактор может повлиять на удорожание молочки минимум на 5-10%, максимум на 16-34%. В-третьих, переработчики молока понимают, что могут иметь хорошие прибыли за счет низкой закупочной цены сырья и высокой продажной цены конечному потребителю.
Однако для того, чтобы сегодня - быстро и без проблем – российским молокопроизводителям закрепиться на внутреннем потребительском рынке, им нужно вытеснить крупных импортеров, например Украину. Как это сделать проще всего? Правильно, объявить очередную продуктовую войну.  
P.S.
Рассматривая всю эту продуктово-конфликтную ситуацию, возникает логичный, хотя и несколько банальный вопрос: что делать? Разберемся по категориям.
Что делать украинскому бизнесу? Эксперты рекомендуют нашим производителям мяса и молока только одно: искать новые рынки сбыта. То есть обратить внимание, например, на ту же Азию. Хотя процесс маркетинговых исследований, брендирования и прочих процессов потребует определенных времени и затрат, зато в будущем поможет обеспечить новые бизнес-возможности.  
Что делать украинскому госбюджету? Мол, финансовые потери от снижения объемов экспорта могут быть существенные. Эксперты в этом плане реагируют спокойно. Объем продукции предприятий, которые нынче под запретом в России, занимают небольшую долю общего экспорта украинского товара, поступающего на территорию РФ. Так, запрещенная молочка занимает всего 10-15%, а мясо – не более 20%. Как видим, это не такая уж и существенная доля всего идущего в Россию потока экспорта из Украины. Получается, рынок не так уж и сильно финансово пострадает, значит, и госбюджет, возможно, не лишится существенных допплатежей. Труднее, конечно, придется компаниям, получивших звание "персона нон грата", но у них фактически сегодня нет другого выхода: придется бороться за своего потребителя и за свое место под бизнес-солнцем.
Кстати, а что делать украинским потребителям? Видимо, населению может повезти больше всего. Эксперты не исключают, что мясо-молочная продукция может подешеветь. Правда, в кратковременном периоде. Ну, и пусть, все равно на фоне подорожания ряда продуктов питания эта новость для наших кошельков явно оптимистичная. Не зря ведь копейка рубль бережет.
finance.obozrevatel.com
  • Дата публикации: 05.10.2012
  • 451
  • Источник:
  • http://finance.obozrevatel.com