Нарушения и недостатки: как проверяли Жировичскую сортоиспытательную станцию

Нарушения и недостатки: как проверяли Жировичскую сортоиспытательную станцию

Управлением ведомственного контроля Минсельхозпрода завершена плановая проверка государственного сельскохозяйственного учреждения «Жировичская сортоиспытательная станция» (далее — ГСХУ  «Жировичская СС», станция) в ходе которой установлены нарушения законодательства Республики Беларусь, предусматривающие административную ответственность, а также выявлены многочисленные недостатки и упущения в работе должностных лиц станции.

ГСХУ  «Жировичская СС» является бюджетной организацией.

Проверка показала, что избежать большинства нарушений законодательства могла бы более эффективная работа отраслевых специалистов ГУ «Государственная инспекция по испытанию и охране сортов растений». Непрофессионально принятые отдельные решения бывшими руководителями ГСХУ «Жировичская СС» привели к экономическим просчетам и финансовым потерям, что существенно повлияло на результаты работы станции.

В настоящее время финансовое положение станции неудовлетворительное. По состоянию на 30.05.2016 в экономических судах открыты исполнительные производства по взысканию с учреждения в пользу 18 кредиторов долгов на общую сумму 822,5 млн. руб., а также бюджетной ссуды на сумму 226,6 млн. руб. По этой причине с февраля 2014 г. по решению Главного финансового управления Гродненского облисполкома в отделении ОАО «Белагропромбанк» (г.Слоним) приостановлены операции по банковским счетам, за допущенную просрочку возврата бюджетной ссуды, выданной учреждению в 2002 году.

Проверкой выявлены следующие нарушения законодательства Республики Беларусь:

В нарушение требований Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон), а также законодательства Республики Беларусь регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях, главным бухгалтером станции не был организован раздельный бухгалтерский учет по бюджету и внебюджетной деятельности. Должностными лицами станции нарушались требования законодательства при проведении ежегодной инвентаризации активов и обязательств. В нарушение пункта 5 статьи 10 Закона, более года на склад учреждения не были оприходованы пригодные для эксплуатации запасные части, узлы и агрегаты от списанного трактора МТЗ 320, 2004 года выпуска (двигатель, коробка передач, кабина, шины и др.).

На протяжении ряда лет на станции не была организована работа по осуществлению государственных закупок товаров (работ, услуг) с учетом требований законодательства, в том числе за счет собственных средств учреждения. Например, в нарушение пункта 2 статьи 18 Закона Республики Беларусь «О государственных закупках» (далее — Закон) годовой план закупок не утверждался директором станции и не размещался на официальном сайте.

Вскрыт факт оказания безвозмездной спонсорской помощи сторонней организации без получения согласия Министерства сельского хозяйства и продовольствия. Так, одному юридическому лицу «Р» в 2014–2015 годах, в нарушение требований пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее – Указ №300), бывшим директором ГСХУ «Жировичская СС» была предоставлена безвозмездная спонсорская помощь в виде заправки автомобиля топливом в количестве 300 литров на сумму 2,8 млн. руб. При этом, в нарушение пункта 12 Указа №300, станцией не составлялась и не представлять государственная статистическая отчетность об оказанной безвозмездной (спонсорской) помощи.

Проверкой установлены многочисленные нарушения при списании бензина и дизельного топлива, что привело к причинению материального ущерба (вреда) государственному имуществу.

Так, в период с 31 мая 2013 г. по 29 августа 2014 г. главный бухгалтер станции по личному указанию бывшего директора (на основании путевых листов) производила незаконное списание дизтоплива на служебный автомобиль «КИА СПОРТЕЙДЖ», который в хозяйственной деятельности не участвовал, а находился в ремонте. Путевые листы на технически неисправный автомобиль оформлял лично директор. Таким образом, незаконно было списано 2,3 тонны дизтоплива на сумму более 29 млн. руб.

Аналогичным образом производилось незаконное списание бензина марки АИ-92 на специальный легковой автомобиль ВАЗ 2123. Оформлял путевые листы заместитель директора, которым причинен вред на сумму 2,9 млн. руб.

Бесконтрольно расходовались денежные средства на ремонт служебного легкового автомобиля. Проверкой установлено, что на протяжении трех лет (с 30 мая 2013 г. по настоящее время) неисправный служебный легковой автомобиль «КИА СПОРТЕЙДЖ», 2008 г.в., находится в ремонте автоцентра. Более того, приемо-сдаточный акт, содержащий сведения о дате приема автомобиля в ремонт, его комплектности, показаний спидометра, количестве топлива, видимых наружных повреждениях и дефектах транспортного средства не составлялся. Договор на хранение автомобиля не заключался. Специалистами станции и вышестоящей организации ремонт автомобиля не контролировался.

В результате стоимость ремонта с заменой двигателя автомобиля, лобового стекла и др. узлов, согласно заказам-нарядам от 01.10.2015, составила 258,1 млн. руб. и превысила его балансовую стоимость на 7,7 млн. руб. Выбор организации по ремонту автомобиля проведен без использования процедур закупок, что является нарушением норм законодательства Республики Беларусь. В настоящее время в бухгалтерском учете перед автоцентром числится кредиторская задолженность, при этом источники ее погашения у станции отсутствуют. Более того, автомобиль находился в неисправном состоянии на момент его осмотра (09 июня 2016 г.).

Проверкой установлены и другие нарушения законодательства Республики Беларусь. В частности, не соблюдались требования природоохранного законодательства в части хранения отработанных минеральных масел, вышедших из эксплуатации автомобильных и тракторных шин. На производственной базе не соблюдалась технология хранения лома черных и цветных металлов. Нарушался установленный законодательством порядок водопользования. Хранение техники осуществлялось с нарушением требований ГОСТа 7751–2009 «Техника, используемая в сельском хозяйстве. Правила хранения».

Не был налажен контроль за приходом работников на работу и уходом с работы. Не приведены в соответствие с требованиями законодательства Правила внутреннего трудового распорядка, контракты с работниками и должностные инструкции.

Минсельхозпродом материалы проверки направлены в правоохранительные органы для дачи правовой оценки действиям (бездействию) должностных лиц станции по фактам незаконного списания топлива и обстоятельствам ремонта служебного автомобиля. Также материалы проверки в отношении должностных лиц, включая бывшего руководителя, допустивших нарушения законодательства и имеющих признаки административного правонарушения, направлены по подведомственности в контролирующие органы для привлечения к административной ответственности.

С целью устранения выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь, недостатков и упущений в работе, в том числе, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, вновь назначенному руководителю станции направлено требование об их устранении, принятии действенных мер по возмещению причиненного государственному имуществу материального ущерба (вреда), привлечению виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

  • Дата публикации: 04.08.2016
  • 1439