Агроэкспорт 2030. Тенденции и перспективы

В настоящее время Российская Федерация находится на 19 месте в рейтинге основных мировых экспортеров продовольствия. По сравнению с 2010 годом экспорт вырос в 3 раза, а в сравнении с 2000 годом (1,3 млрд) почти в 19 раз.

Экспорт продукции АПК 2010-2020* гг. (млрд $)

export 2030 01

*Данные по экспорту АПК на 1.06.2020, данные по странам ЕАЭС на 30.04.2020

Структура экспорта продукции АПК из России в 2020 году, в %

export 2030 02

Основная экспортная продукция зерновые, продукция масложировой отрасли, рыба и морепродукты.

Основные покупатели: Китай, Турция, Южная Корея, страны ЕС, страны бывшего СССР. 

Мировые макро-тренды АПК

До 2030 года макро-тренды в сельском хозяйстве и международной торговле предполагают существенные изменения в спросе, ряд из них открывает для России новые возможности:

export 2030 03

Динамика среднегодовых мировых цен на ряд перспективных экспортных продуктов отрасли АПК (долл./тонна)*

export 2030 04

Товарооброт продукции АПК между регионами мира

export 2030 05 

На сегодняшний день основными импортерами продукции АПК являются страны Северной и Латинской Америки, а также Европы и Центральной Азии. В этих регионах следует ожидать высокий уровень конкуренции со стороны «традиционных» экспортеров. Наиболее благоприятными с точки зрения выхода на рынок можно считать страны Ближнего Востока, Африки, а также Восточной и Южной Африки.

Стратегические риски в развитии агроэкспорта 2030 export 2030 06

Воздействие COVID-19 на элементы системы АПК

export 2030 07 

Перспективы развития экспорта АПК 

Наиболее перспективные отрасли АПК для российского экспорта

export 2030 08

 export 2030 09Риски и ограничения

Развитие экспортных поставок может столкнуться с рядом стратегических рисков

export 2030 10

Базовые факторы конкурентоспособности

Долгосрочная конкурентоспособность на целевом рынке - базовый фактор развития экспорта до 2030 года.

 export 2030 11

Понимание сильных сторон подотраслей на целевом рынке и долгосрочная системная работа с "проваливающимися" факторами конкурентоспособности – залог долгосрочного закрепления на данном рынке

Базовые факторы конкурентоспособности внутри страныexport 2030 12
Базовые факторы конкурентоспособности на границеexport 2030 13 

Динамика объема экспорта АПК РФexport 2030 14

Прослеживаемость, системы антикоррупционного контроля, учет в реальном времени, аналитика и прогнозирование должны стать нормой для российских экспортеров на целевых рынках.

Базовые факторы конкурентоспособности на целевом рынке  export 2030 15

Продвижение продукции АПК 

Продвижение продукции АПК и имиджа страны происхождения становится критическим фактором успеха на мировом рынке.

В настоящее время средние цены на российские продукты питания существенно ниже, чем у ключевых конкурентов. Для сравнения приведены цены по 3 отраслям:

export 2030 16

export 2030 17

Продвижение продукции АПК

 export 2030 18Чрезвычайно важно дифференцировать инициативы по продвижению продукции АПК для целевой аудитории на каждом отдельном рынке, но при этом не конфликтовать с общенациональной стратегией развития экспорта и поддержки его продвижения.

 Действующие и перспективные меры государственной поддержки

export 2030 19

Зерновая отрасль

export 2030 20 1

Молочная отрасль

export 2030 20

Мясная отрасль

export 2030 21 1

Масложировая отрасль

export 2030 21

  • Дата публикации: 24.11.2020
  • 1704