Агрокомпании Украины вынуждены нанимать на работу иностранцев

Агрокомпании Украины вынуждены нанимать на работу иностранцев
В украинской глубинке — на полях Тернопольщины, принято изъясняться по-английски и по-французски. В хозяйствах агрохолдинга «Мрия», одного из крупнейших сельхозпроизводителей в Украине, владелец которого Иван Гута входит в тройку самых успешных аграриев страны, трудятся агрономы из Франции, Великобритании, Швейцарии. «Первого иностранца мы наняли на работу шесть лет назад и с тех пор постоянно увеличиваем их число», — говорит Владислав Луговский, директор по производству холдинга «Мрия». 


А там, где выращивает кукурузу и пшеницу крупнейший в стране производитель курятины — «Мироновский хлебопродукт» (МХП), скоро заговорят по-вьетнамски. Компания намерена привезти на работу около 300 человек из Азии. Планируется, что часть из них будет обрабатывать землю, часть — трудиться на птицефабриках. По словам первого заместителя председателя правления ПАО «Мироновский хлебопродукт» Юрия Мельника, необходимость искать рабочую силу так далеко от родины объясняется дефицитом кадров в пик сезонных работ.

  Если раньше наём иностранцев украинскими компаниями воспринимался как дань моде или пиар-ход, теперь это просто необходимость. Украинцев, занятых в сельском хозяйстве, с каждым годом всё меньше. Население страны, некогда считавшейся житницей СССР, не слишком рвётся на работу в поля. В результате, утверждает председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины Иван Томич, в некоторых крупных компаниях до 15% работников — иностранцы. В основном это европейцы, сотрудники среднего звена. «Аграрная отрасль Украины стабильно растёт, при этом дефицит квалифицированных и узкоспециализированных сотрудников довольно велик», — говорит Алина Полякова, старший консультант кадрового холдинга «АНКОР в Украине».

  Голод на селе 

По данным Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), сегодня 4 из 10 отечественных агрокомпаний страдают от дефицита сотрудников. В украинском сельском хозяйстве не хватает рядовых специалистов — зоотехников, агрономов, механиков, ветеринаров. Таких работников было много в советские времена, но теперь сельскохозяйственные профессии не престижны, и заменить уходящих на пенсию ветеранов практически некем. 
Больше всего дефицит кадров ощущается в растениеводстве. По данным УКАБ, за пять лет число людей, работающих в этом секторе, уменьшилось на 150 000: из почти полумиллиона занятых в 2005 году к 2010-му осталось 350 000 человек. И хотя этот спад частично компенсировало повышение эффективности сельхозпроизводства, не хватает десятков тысяч работников. Кадровые сложности испытывают даже лидеры рынка, способные предложить хорошие условия труда и высокую зарплату. Чтобы убедиться в этом, достаточно промониторить объявления в разделе «Вакансии» на сайтах крупных компаний. Например, агрохолдинг HarvЕast, принадлежащий самому богатому украинцу Ринату Ахметову, размещает вакансии прямо на главной странице. Компания ищет сервисных инженеров для обслуживания импортной техники, а также менеджеров по продажам. Крупнейший в стране производитель сахара — «Астарта» нуждается в агрономах, ветврачах и технологах сахарного производства. Большой выбор незакрытых вакансий у крупнейшего производителя подсолнечного масла «Кернел». Здесь ищут квалифицированных зоотехников, инженеров, управляющего земельным кластером.
 

О масштабе кадровой проблемы говорит и то, что Европейский банк реконструкции и развития выделил агрообразование в Украине как одно из наиболее важных направлений для инвестиций. Ведь система, существующая сегодня, не устраивает ни работодателей, ни Министерство аграрной политики и продовольствия, которому подчинены профильные вузы. Внушительная часть пятнадцатитысячной армии их выпускников либо не подходят работодателям из-за отсутствия опыта, либо хотят работать исключительно в столице и наотрез отказываются ехать в регионы, рассказывает глава Украинского клуба аграрного бизнеса Алекс Лисситса.
 

Больше других от кадрового голода страдают представительства иностранных компаний в Украине — им требуются узкопрофильные аграрные специалисты, к тому же свободно владеющие иностранными языками. «Предлагаемый уровень заработной платы для успешного соискателя, владеющего иностранным языком, в среднем на 30–50% выше, — говорит Алина Полякова из «АНКОРа». — Но таких специалистов очень мало». Так что поиск сотрудников за рубежом — зачастую единственная возможность».
 

Нанять на работу иностранца — удовольствие не из дешёвых. «Безусловно, речь идёт о значительных капиталовложениях, — объясняет Луговский из «Мрии». — Иностранцам нужно предоставить жильё, автомобиль, полный соцпакет. В среднем работник-иностранец нам обходится на 30–40% дороже, чем украинец». Помимо дороговизны, трудоустройство иностранных специалистов сопряжено с массой бюрократических трудностей: предприятию необходимо предоставить более десятка документов и уплатить госпошлину в размере четырёх минимальных зарплат за рассмотрение заявки. Но компании готовы идти на дополнительные затраты и хлопоты, отчаявшись найти необходимых специалистов в Украине. «Мы хотим выйти на новое качество сельского хозяйства, и пока без иностранных специалистов нам не обойтись», — говорит Луговский.
 

Учиться надо

Для поиска работников за границей задействуются иностранные кадровые агентства, проводятся консультации с иностранными партнёрами. Помогают международные мероприятия — конференции и выставки. После прошлогодней агровыставки в Ганновере, на которой присутствовали несколько тысяч экспонентов из полусотни стран, десяток иностранных специалистов нашли работу в украинских сельхозкомпаниях. В этом году аграрии активно занимались кадровым поиском на одной из самых авторитетных международных сельхозвыставок — «Зелёной неделе» в Берлине, которую ежегодно посещает более полумиллиона человек. 

Европейские агрономы и технологи охотно откликаются на приглашение поработать в Украине. Голландец Виллем Неменсмен — агроном в одном из ведущих украинских агрохолдингов. На родине он занимался продажами сельхозоборудования; Неменсмен говорит, что работа была скучная. Поэтому, когда к нему обратились украинские бизнесмены и предложили работу, Виллем долго не сомневался: «Подумал: это будет неплохое приключение». В Украине его с ходу привлекли две вещи: огромный сельскохозяйственный потенциал и простой доступ к земле. В Голландии, рассказывает он, свободных наделов почти не осталось, поэтому цена гектара — в среднем 40 000 евро, а в отдельных регионах даже 80 000 евро. «В Украине гораздо больше возможностей работать с землёй, арендовать её. Здесь можно достичь больших масштабов», — уверен аграрий. Планы по возвращению на родину он отложил на 5–10 лет.
 

Агрокомпании, в которых уже давно работают иностранцы, констатируют: основное отличие иностранных работников — узкий профиль их специализации. В то время как украинские кадры в силу специфичности отечественного аграрного образования традиционно занимаются «всем и сразу». Отсюда более низкое качество работы.

Крупные компании пытаются восполнить кадровый дефицит и своими силами, ежегодно вкладывая сотни тысяч долларов в обучение персонала. «Мрия» открыла в Тернополе агрошколу, где обучают наиболее востребованным в сельском хозяйстве специальностям. Выпускникам аграрных вузов и тем, кто имеет скромный опыт работы на земле, там бесплатно преподают азы будущих профессий, знакомят с новыми технологиями. Курс обучения для тех, кто прошёл жёсткий отбор, длится полгода, а лучшие выпускники получают работу в «Мрии». Но даже несмотря на это, открытых вакансий в компании всегда больше, чем соискателей. Правда, в последние годы ситуация всё же немного улучшилась. Как ни странно, помог финансовый кризис. «Если до 2008 года люди в основном уезжали из сёл, становились юристами, экономистами, то после кризиса обратная тенденция — молодые люди стали возвращаться в сельскую местность», — говорит Луговский.

Но кризис не может остановить урбанизацию. Строительство дорог, больниц и школ в сельской местности в последние двадцать лет не входило в разряд приоритетов для государства. «В прошлом году в Украине закрылось 640 школ — преимущественно в сельской местности, — утверждает Лилия Гриневич, первый директор Украинского центра оценки качества образования — А если нет школ, нет и молодёжи».
 

В сложившейся ситуации виноваты и сами агрохолдинги, которые мало вкладывали в развитие регионов, где они работают, сокращали персонал и сейчас вынуждены расплачиваться за свою недальновидность. «Ни собственники, ни менеджеры крупных агрохолдингов, как правило, в селе не живут — им по барабану все тамошние проблемы», — считает Иван Кириленко, бывший министр аграрной политики Украины. По его словам, компании формируют сезонный спрос на рабочую силу, действуя по схеме «приехали — посеяли — собрали — уехали», и не интересуются, что происходит с работниками дальше. «Да, у них современная техника. Да, огромная продуктивность труда», — признаёт Кириленко. Но там, где раньше трудилось 4000 человек, сейчас работает 300, остальные спиваются», — вздыхает экс-министр.
 

Люди земли

Самые востребованные специальности в украинском агросекторе в 2012 году и средний уровень зарплат профильных работников, заявленный работодателями (в гривнах)
Специалисты по продажам со знанием английского языка — от 4000
Технические специалисты со знанием английского языка — от 3000
Трейдеры — от 6000
Зоотехники — от 5000
Агрономы — 2500–4000
Сервисные инженеры со знанием английского языка — от 3000
Руководители агропроектов — от 15 000

(1 долл. - 8 гривен)

Данные сайтов по трудоустройству


Валерия Липка, Фокус

  • Дата публикации: 18.07.2012
  • 1738