Белорусский молочный экспорт – на пике

Белорусский молочный экспорт растет в стоимостном выражении и активно диверсифицируется, чему способствует удачная ценовая конъюнктура. Впрочем, есть риск, что после Нового года она ухудшится.

Котировки молочной продукции на мировом и российском рынках оказывают серьезное влияние на экспортную статистику отечественного АПК. Как заявил на неделе начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов, продукция животноводства составляет 64 % от общего экспорта продовольствия и сельхозпродукции страны.

Белорусь, молочный экспорт, Алексей Богданов, Минсельхозпрод Беларуси

«В целом за девять месяцев объем поставки животноводческой продукции составил 2,3 млрд долларов, или 64 % от общего объема экспорта продовольствия и сельскохозяйственной продукции», — сообщил чиновник. По его словам, на долю российского рынка приходится 2,1 млрд долларов, или 91,5 %. За год она уменьшилась на 5,5 п. п. В структуре экспорта животноводческой продукции львиная доля приходится именно на «молочку».

Рост цен, начавшийся еще осенью прошлого года, позволил белорусским предприятиям не потерять в выручке на российском рынке, даже если физические объемы поставок снижались. По итогам девяти месяцев 2017 года экспорт в РФ сухих продуктов в натуральном выражении уменьшился на 6,5 %, до 141 тыс. т, а в стоимостном увеличился на 8,3 %, до 298,3 млн долларов. За три квартала поставки масла в Россию просели на 5,9 %, до 53,4 тыс. т, но принесли на 48,2 % больше денег, или 296 млн долларов. Аналогичное соотношение зафиксировал и экспорт сыра и творога.

Благоприятная ценовая конъюнктура создала предпосылки и для более активной диверсификации отечественного экспорта, сообщает belmarket.by. Речь о ней идет с начала десятилетия, однако предыдущие попытки были не столь удачны, в том числе из-за цен. Можно было договориться об экспорте продукции в третьи страны, однако предприятия неохотно давали нужные объемы, так как премия на российском рынке была выше. Сегодня высокие цены позволяют хорошо зарабатывать независимо от рынка сбыта.

Не обошлось и без усилий правительства. В последние два года задача диверсификации рынков была поставлена на более жесткий контроль. К тому же девальвация российского рубля в 2014—2015 годах показала, что доходность рынка РФ может резко понизиться. Наконец, к поиску альтернативы экспортеров косвенно подталкивал и нефтегазовый конфликт вкупе с санкциями Россельхознадзора, запрещавшего поставлять в Россию продукцию крупных белорусских переработчиков.

По информации Алексея Богданова, сейчас временные ограничения Россельхознадзора наложены на 54 белорусских предприятия. Правда, основные вопросы, касающиеся крупных молочных компаний, сняты. Для поставок в РФ закрыты в основном мелкие, главным образом переработчики рыбы, а не молока.

«Сегодня под ограничениями находятся 54 предприятия как частной, так и государственной формы собственности. Департамент ветеринарного и продовольственного надзора ведет активную работу по устранению замечаний, из-за которых введены ограничения. Мы работаем над снятием временных ограничений с оставшихся птицефабрик, хотим полностью открыть молочные предприятия, которые находятся под частичным ограничением», — сообщил Алексей Богданов.

В Минсельхозпроде наиболее перспективными направлениями молочного экспорта считают страны Азии и Африки, отдельно выделяют зону Персидского залива. Они являются активными импортерами продовольствия и имеют самый низкий уровень тарифной защиты. Это выгодно отличает данные страны от Евросоюза, в который белорусской продукции крайне трудно пробиться.

В предыдущие два года Минсельхозпрод добился открытия китайского рынка для поставок продукции 34 отечественных молочных предприятий. По словам Алексея Богданова, фактическое освоение рынка началось только в 2017-м. Начальник главка доволен результатами, хотя понимает, что пока цифры невелики. За девять месяцев экспорт молочной продукции в Поднебесную увеличился в 12 раз, до 4,5 млн долларов. «Мы находимся в самом начале пути», — считает спикер.

Наиболее диверсифицированными статьями молочного экспорта являются сухое молоко и сыворотка, а также сливочное масло. По этим позициям доля российского направления составляет 80 % и меньше. В 2017 году она снижалась во многом благодаря росту экспорта в страны ЕАЭС.

В январе — сентябре за пределы СНГ было экспортировано более 6 тыс. т сухого молока. В Грузию поставлено 1630 т, в Китай — 670, Катар — 475, Монголию — 705, Оман — 800, Саудовскую Аравию — 570 т. Сухое молоко экспортировалось в 16 стран. Из поставок масла можно отметить отправленные в Турцию почти 2 тыс. т этого продукта. Значимым рынком для всех товарных позиций молочной продукции является Грузия. В страны ЕС экспортировалась молочная сыворотка, а из готовых продуктов — йогурты (в Эстонию).

Повысить уровень диверсификации может и новый контракт с Венесуэлой. Сейчас в рамках дорожной карты по итогам визита в Беларусь президента Николаса Мадуро прорабатывается соглашение о поставках 5 тыс. т сухого молока.

Ценовая ситуация меняется

Пока белорусский экспорт растет, ценовая ситуация на мировом рынке меняется. Можно сказать однозначно: период падения производства молока в основных экспортных регионах завершился. В ближайший год объемы будут увеличиваться, причем ускоряющимися темпами, что обязательно отразится на ценах.

Начало сезона в Океании получилось скромным из-за продолжительных осадков. Однако в октябре, на пике производства, Новая Зеландия уже показала прирост в 2,7 %: на переработку поставлено 3,1 млн т молока. С начала сезона объемы сырья в регионе увеличились уже на 1 %. По его итогам можно ожидать 2—3-процентного роста поставок сырого молока.

По итогам девяти месяцев 2017 года производство молока в Евросоюзе увеличилось на 0,5 %, до 117,5 млн т. При этом результаты сентября были на 4,2 % выше прошлогодних. Отличную динамику показали крупнейшие производители. Сентябрьские поставки молока на переработку были больше прошлогодних: в Германии — на 3,6 %, Франции — на 4,08, Ирландии — на 10,7, Польше — на 4,8, Великобритании — на 1,03 %. В США производство молока прибавило 1,5 % и достигло 73,6 млн т.

В январе — октябре производство молока во всех категориях хозяйств России увеличилось на 0,8 %, до 26,7 млн т. При этом надои в промсекторе выросли на 3,5 %, до 13,1 млн т.

В Беларуси объемы производства сырья увеличились на 3,1 % и достигли 5,9 млн т.

В ближайшие два-три месяца снижение молочных цен будет сдерживать сезонно низкие объемы поставок сырья на переработку. Сезонность характерна для ЕС и США. Уже сейчас очевидно, что переработчики хотели бы получать больше молока. После затяжного падения в третьей декаде ноября спотовые цены на сырье в Нидерландах снова начали расти.

До сих пор рынок переживал последствия решений, которые принимались в конце 2015 — начале 2016 года. Европейские и новозеландские фермеры страдали от низких закупочных цен и сокращали издержки, уменьшая пого­ловье. Однако уже с лета прошлого года цены на молоко и молочную продукцию начали расти.

Особенность молочного рынка заключается в том, что, как правило, производители сырья принимают решения, касающиеся регулирования стада, исходя из текущих цен. Последствия таких решений видны только через девять месяцев — после растела. А ведь ценовая конъюнктура может быть уже противоположной.

Сегодня, имея прирост объемов производства молока и хорошие цены на него, фермеры в экспортных регионах принимают решения, которые в начале следующего сезона приведут к значительному увеличению предложения сырья, а затем и готовых продуктов. В отличие от 2015 года в 2017-м Китай был активным импортером. Но останется ли он им и в 2018-м? Собственное производство в Поднебесной увеличится, полагают аналитики Rabobank, следовательно, нет никакой гарантии, что КНР будет покупать так же активно, как сейчас.

К счастью, Китай подал позитивный сигнал. Правительство снизило ввозные пошлины на молокопродукты, в том числе на сыр и детское питание. Пошлины на некоторые узконишевые продукты и вовсе обнулились. Вероятно, Поднебесная не собирается снижать объемы закупок, а значит, окажет поддержку ценам.

Важна позиция и других крупных игроков. Например, в этом году из-за избытка сырья и низких цен на него США заметно сократили импорт по многим позициям.

В октябре и ноябре индекс новозеландского молочного аукциона GlobalDairyTrade стабильно снижался. За два месяца средневзвешенная цена торговой площадки опустилась с 3368 до 2970 долларов/т по итогам сессии, прошедшей 21 ноября. Котировки масла упали на 1000 долларов/т.

Для всех последних торгов GlobalDairyTrade характерен разрыв между ценами до и после Нового года. Контракты со сроками поставки в 2018 году торговались, как правило, на 10—20 % ниже, чем декабрьские.

Дополнительное давление на цены будут оказывать интервенционные запасы Еврокомиссии. До октября нынешнего года регулятор скупал сухое обезжиренное молоко (СОМ) по фиксированной цене. В результате было накоплено 376 тыс. т СОМ. Попытки продать часть запасов начались еще в декабре 2016-го. Еврокомиссия выставляла товар по цене до 2150 евро/т, однако в октябре — ноябре, после исчерпания запасов в рамках программы частного хранения, стала более сговорчивой. Цена СОМ 21 ноября опустилась до 1390,2 евро/т.

Моментом истины для молочного рынка станет февраль. Сезон праздников отгремит и на Западе, и на Востоке. Производственный сезон в Океании будет подходить к концу, а в Северном полушарии станут более-менее понятны перспективы нового сезона. Наиболее вероятный сценарий — снижение цен. Вопрос только в его масштабах и скорости. Весной на рынке молока будет очень интересно.

Снижение цен станет вызовом для белорусского молочного экспорта. Конкурентоспособность отечественных производителей может выдержать далеко не любое проседание котировок. То же самое можно сказать и о диверсификации: при низких ценах поставки на новые рынки могут быть убыточными.

  • Дата публикации: 11.12.2017
  • 11074