Выгодное сочетание

Выгодное сочетание

Системы привязного и беспривязного содержания имеют равное право на существование. Более того, многие хозяйства, особенно высокопродуктивные и племенные, приходят к выводу, что их сочетание улучшает экономику молочно-товарной фермы и позволяет получить дополнительный доход на корову до 250–300 евро в год.

Продуктивный «нестандарт»

По наблюдениям менеджера категории «Доильное оборудование», ведущего специалиста компании DeLaval Ивана Перова, многие, особенно высокопродуктивные хозяйства, модернизируя свои комплексы и переводя животных на беспривязное содержание, делают большую ошибку, избавляясь от привязных дворов. По его словам, в стаде всегда существует свыше 10% животных, которые не подходят для доения в доильных залах или на роботах, но при этом имеют великолепный потенциал и молочную продуктивность.

– Во-первых, есть животные, которые по своим зоотехническим параметрам не могут доиться на беспривязном оборудовании. В первую очередь об этом надо помнить тем, кто решил установить у себя роботы: перед постановкой такого оборудования стадо должно быть тщательно отселектировано по анатомическим особенностям вымени, – обращает внимание к.в.н, научный консультант Главного управления ветеринарии Кабинета министров Республики Татарстан Олег Шакиров. – Коров с нестандартным выменем, например, с близко расположенными сосками, пятью сосками и др. робот просто не сможет распознать.

По наблюдениям Олега Шакирова, даже среди импортного племенного поголовья около 8% животных имеют близко расположенные соски. А среди российских (в том числе племенных) коров такие особенности вымени встречаются на 5–10% чаще. И так как большинство хозяйств нашей страны формировало свое дойное стадо из местных животных, вполне возможно, что до 15–20% коров доить на роботе будет проблематично.

Кроме того, в стаде найдется и 3–5% «тугодойных» коров, у которых выделение молока из разных четвертей вымени неравномерное (с разницей во времени их сдаивания более 60 сек.), а также животные с низкой скоростью молокоотдачи (более 6 мин.). Как объясняет руководитель отдела ветеринарных представителей компании Рfizer Михаил Яблоков, наличие таких особенностей делает животных проблемными для доения не только роботами, но и в доильных залах.

– При доении роботом такие коровы будут создавать «пробки» и заставлять нервничать других животных, что отрицательно скажется на молокоотдаче последних, – сообщает он. – В доильном же зале они будут задерживать целую группу, к примеру, на «карусели». Если животное не выдоилось за определенное время, обычно это чуть более пяти минут, установка просто встанет!

– Как правило, животных с такими нестандартными качествами выбраковывают при беспривязном содержании, а ведь они при этом могут быть здоровыми, перспективными и иметь великолепный потенциал, – огорчается Иван Перов.

Когда ноги не несут

Помимо природных особенностей причиной выбраковки коров, особенно высокопродуктивных, становятся заболевания конечностей. Это могут быть травмы – растяжения, ушибы и др., а также болезни, например, ламинит, некроз.

В идеале таких животных должно быть немного, однако, согласно данным исследований ВНИИЖ РАСХН, проведенных среди хозяйств Ленинградской области, из-за заболеваний конечностей бракуются порядка 14% коров, а из-за травм – около 4%.

– Усиление несбалансированности кормления животных с ростом их продуктивности, которое возникает прежде всего по причине отставания уровня интенсификации кормопроизводства, приводит к увеличению разрыва между требованиями и фактическим качеством кормов для высокопродуктивных животных, – отмечает заведующий отделом Северо-Западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства Россельхозакадемии Владимир Суровцев. – Из-за несбалансированного кормления у высокопродуктивных животных вымываются питательные вещества, и прежде всего страдают конечности.

– Это значит, что животное из-за стресса от болезненных ощущений медленно ходит на дойку, задерживая группу, и не может конкурировать за еду в беспривязном коровнике, – резюмирует Михаил Яблоков. – Как правило, животные, которые интенсивно используются (высокопродуктивные коровы с надоем выше 8,5–9 тыс. л в год), приобретают заболевания конечностей и выбраковываются в среднем после 2,5–2,7 лактаций.

– Доение коров в доильном зале, с одной стороны, обеспечивает ресурсо- и трудо-сбережение, с другой – ведет к снижению продуктивного хозяйственного использования (ПХИ) коров, – считает Владимир Суровцев. – А это в свою очередь означает снижение прибыли в молочном скотоводстве (несмотря на рост молочной продуктивности), а также игнорирование долгосрочных интересов воспроизводства стада и развития отрасли.

Непозволительная роскошь

Признавая, что кормление – это важнейший фактор, который пока еще является слабым звеном у наших хозяйств, Иван Перов подчеркивает, что корова – живой организм, и поэтому результат инвестирования в нее непредсказуем. И выбраковка животного, обладающего хорошей продуктивностью и воспроизводственной способностью через три лактации по причине слабых конечностей или медленной молокоотдачи (основные причины выбраковки на беспривязных фермах) – непозволительная роскошь.

Как объясняет Иван Перов, время от рождения до получения первого молока новорожденной телочки составляет как минимум два года (зачастую 30 месяцев), и все это время хозяйство фактически только инвестирует в производство, прежде чем увидит, насколько высокой будет отдача.

– Средняя стоимость рациона коровы в день – 200 руб., итого только на кормление ее хозяйство потратит более 140 тыс. руб., – подсчитывает он.

По расчетам специалистов компании «Интеркорм» (филиал финского производителя кормов Suomen Rehu в России), при нынешнем уровне российских цен на молоко, животных, электроэнергию, а также с учетом амортизации и затрат на покупку новой техники корова, чтобы окупить себя, должна принести хозяйству не менее 25 000 л молока. Достичь этой пожизненной продуктивности корова с надоем 9 тыс. л в год может за 3 лактации.

– И это только чтобы окупить себя, а приносить прибыль она начнет после третьей! – подчеркивает Иван Перов. – В России же 80% животных при средней продуктивности 7,5–8,5 тыс. л в год выбывают из эксплуатации после 2,5 лактаций!

Кроме того, как отмечает Владимир Суровцев, такой короткий срок использования животных не позволяет вести не то чтобы расширенное, а даже простое воспроизводство стада (2,5 лактации – это всего лишь одна телочка).

– Таким образом, требования беспривязного доильного оборудования и роботов к физическим и физиологическим характеристикам животных (скорость молокоотдачи, рост, комплекция, размер вымени и т. д.) практически вынуждают хозяйства браковать животных, которые при альтернативном содержании могут принести им доход, – отмечает Иван Перов. Однако это не означает, что альтернатива – только привязь, ее недостатки (низкая нагрузка животных (50 голов) на одного оператора, невозможность внедрения современных автоматизированных систем управления фермой и др.) также известны и снижают экономический эффект. Существуют инновационные технологические решения содержания и доения коров, сочетающие преимущества экономии прямых затрат, но обеспечивающие при этом лучшие условия для сохранения здоровья высокопродуктивных животных. Речь идет о сочетании привязной и беспривязной технологий.

Выгодное сочетание

– Идея в принципе не нова: в любом беспривязном хозяйстве обязательно должны быть предусмотрены скотоместа для животных в первые дни после отела, когда вымя еще отечное. Как правило, их создают в родильном блоке, либо для больных животных (так называемая амбулатория), – отмечает Олег Шакиров. – В них животные отдельно доятся, проходят лечение и обработки. Причем такие скотоместа должны составлять 10% от численности основного дойного стада.

– Необходимость сочетания привязной и беспривязной технологий становится тем очевиднее, чем дальше идет развитие научно-технического прогресса и чем глубже сельское хозяйство вступает в экономические отношения, регулируемые рынком, включая и финансовый рынок, – уверен Иван Перов. – Мы не можем ограничиваться только повышением продуктивности животных, для эффективного управления необходимо думать и о снижении издержек за счет воспроизводства, и о получении прибыли от племпродажи. Имея альтернативную систему доения, рассчитанную на 10% животных, хозяйство может не только ставить туда коров для лечения конечностей, а затем возвращать их в основное стадо (функция амбулатории), но и содержать на ней коров-рекордсменок, формируя племенное ядро.

– Проанализировав структуру себестоимости производства молока и сравнив вес объема инвестиции в молодняк, приходим к выводу, что продление продуктивной жизни 20–25% коров в стаде с высокой молокоотдачей и хорошей воспроизводственной способностью на беспривязной ферме до 6–7 лактаций обеспечивает быструю окупаемость вложений в капитальное оборудование и снижает опасность возникновения дефицита ремонтного молодняка, – говорит Владимир Суровцев.

– Действительно, на небольших участках привязных систем высокопродуктивные, хорошо оплодотворяющиеся животные могут доиться еще 1–2 лактации, снизив нагрузку на копыта и избегая конкуренции за корма, – соглашается Михаил Яблоков. – Хозяйство тем самым обеспечит себе племенной молодняк и дополнительную прибыль от молока. Однако следует помнить, что животные на привязи также нуждаются в моционе, а их доение связано с большими трудозатратами.

Прошлое и будущее в единой системе

Избавиться от многих недостатков привязной системы и сочетать ее с основной беспривязной технологией позволяют инновационные решения.

– В принципе привязное оборудование на этом участке может быть любого производителя, – допускает технический директор компании «Трансфер-Нева» Сергей Черногоров. – Однако отечественный стеклянный молокопровод не позволит доить животных удоем более 6 тыс. л: его пропускная способность при диаметре трубы 40 мм не рассчитана на такой поток молока, а значит, при заполнении трубы произойдет потеря вакуума.

Кроме того, отмечает Черногоров, обычно оснащение доильных залов высокотехнологично, и, имея перспективных животных на привязном участке, комплектация которого технически бедна, хозяйство фактически изолирует их от общей системы. Это делает затруднительным общий менеджмент стада.

Иван Перов считает, что для успешного совмещения привязной и беспривязной систем доения наиболее оптимальными будут решения, объединяющие привязное и беспривязное доение на единой электронной платформе.

Например, DeLaval DelPro – интеграционная система для привязных ферм, объединяющая в едином целом решение задач кормления, доения и управления.

– В основе DelPro – обмен данными между программой управления фермой и устройствами, участвующими в технологических процессах: сюда подключены и привязные коровники, и аппараты на «беспривязи», – рассказывает Иван Перов. – Сбор и обработка этих данных позволяет увидеть информацию как по отдельной операции, так и по хозяйству в целом.

Процесс обмена информацией достаточно прост: между используемой программой управления фермой и устройством существует двусторонняя связь. Доильные аппараты, подвесной кормораздатчик (если он существует), блок системного контроллера в коровнике связаны с компьютером в офисе посредством беспроводной связи. Благодаря программному обеспечению компьютер собирает, анализирует и контролирует информацию с доильных аппаратов, кормораздатчика и других агрегатов. При этом обмен информацией двусторонний. Так, сидя за компьютером, можно управлять параметрами всех устройств, интегрированных в систему DelPro, при помощи блока беспроводной связи.

Подобное решение есть и у израильской компании S.A.E. Afikim, где различные системы подключаются по модульному принципу, то есть представляют собой «конструктор» из модулей, каждый из которых решает определенную задачу: доение, кормление, охота и т.д. Как объясняет Сергей Черногоров, группу, доящуюся на привязной ветке и оснащенную доильными аппаратами со всеми надлежащими датчиками, можно подключить в общую систему для анализа в виде отдельного модуля. Например, модульная система Afifarm состоит из нескольких блоков, которые можно использовать как в совокупности, так и отдельно.

– Допустим, один блок регистрирует данные, полученные в доильном зале, другой следит за доением в молокопровод, – поясняет Черногоров. – В привязной ветке используются те же счетчики молока, датчики потока и т. д., что и в доильном зале (или на роботах), только расположенные горизонтально, а данные от них потом объединяются в одну сеть.

Без дополнительных штатных единиц

Есть и другая проблема, из-за которой производители молока спешат избавиться от привязных дворов: обычная привязь предполагает большой штат доярок. И если в хозяйстве большое дойное стадо, например 2000 голов и выше, то для 10% коров привязной ветки при нагрузке 50 голов на оператора понадобится еще 4 лишних человека. А хозяйства на сегодняшний день, как правило, не располагают достаточным количеством кадров.

– Современное оборудование DeLaval DelPro на привязных фермах позволяет успешно решать эти задачи, – уверен Иван Перов. – Так, благодаря новому доильному аппарату со счетчиком молока, одобренным ICAR, и «умной» идентификацией, которая помогает определить номера коров, доение ускоряется, и нагрузка на одного оператора возрастает до 80–100 голов, что примерно соответствует нагрузке на беспривязном содержании.

Компания Afikim также выпустила свою линейку доильного оборудования, адаптированного для совмещения данных по системе управления стадом в привязном и беспривязном вариантах. Такое решение, по словам Сергея Черногорова, используют в «Агропромышленной фирме «Каскара» Тюменской области, где насчитывается 1600 дойных коров, из которых основное дойное стадо доится в двух доильных залах (SAC и «Кургансельмаш») и 550 голов на линейном оборудовании Afimilk.

Беспроводное доение возможно!

У компании SAK тоже есть интересные новинки для привязной системы, позволяющие сделать доение в молокопровод привлекательным для персонала и выгодным для руководителя. Например, новые доильные аппараты IDC SwingOverTM, ноу-хау которых заключается в том, что они работают на аккумуляторах. То есть их установка позволяет не прокладывать лишние метры электрокабеля к каждому молочному крану, что делает аппараты полностью автономными. К тому же, отмечает Сергей Черногоров, новое решение позволяет, помимо экономии на монтажных работах, избежать большинства проблем, возникающих с эксплуатацией электрокабелей доильных аппаратов в коровниках: замыкания контактов влагой, механических повреждений.

Как объясняет Сергей Черногоров, после использования доильные аппараты IDC SwingOverTM, как переносной телефон, необходимо отнести на «базу» для подзарядки. А заряжаются такие доильные аппараты во время промывки, подключаясь к специальной шине питания, установленной в помещении промывки.

– Эти автономные доильные аппараты также могут комплектоваться всеми аналитическими приборами (коллектор с детектором маститного молока), позволяющими накапливать информацию о надое от 25 животных, – рассказывает Сергей Черногоров. – Далее информация аккумулируется в базе данных самого аппарата, ее можно перенести на электронный носитель типа флеш-карты и загрузить в систему управления стадом. Это позволит включать привязной участок доения в основную систему управления стадом, данные в которую приходят с беспривязных комплексов.

Нюансы совмещения

– При общей электронной платформе важно, чтобы доильные аппараты, которые используются на основной дойке, по параметрам совпадали с теми, которые находятся на дополнительных – например, в «родильном отделении», – уточняет Сергей Черногоров. – Скажем, если на основной дойке происходит попарное доение левой и правой долей вымени, так же надо сделать и на альтернативной, и это никак не пара задняя-передняя доли. Кроме того, уровень вакуума во всех системах доения комплекса также должен быть одинаковым.

Например, система DeLaval DelPro для привязных ферм позволяет поддерживать такой же режим доения, как и в доильном зале или на роботах. Эта возможность доильного аппарата DelPro MU480 достигается благодаря техническим характеристикам оборудования, разработанного специально для привязных ферм: стабильный вакуум в подвесной части доильного аппарата обеспечивается на уровне 42 кПа, что соответствует уровню вакуума в доильных залах, и этим достигается технологичность доения при сочетании привязной и беспривязной технологий содержания животных.

Однако Сергей Черногоров замечает, что с учетом обилия нововведений на привязных доильных участках вес аппаратов заметно увеличится. И для облегчения труда дояров потребуется либо перевозить их на тележках, либо строить в коровнике монорельсовую систему для перемещения доильных аппаратов на всем протяжении коровника и в молочной комнате. Стоимость такой линии увеличивает инвестиции в коровник минимум на 40–50%.

Иван Перов считает, что в хозяйствах, уже имеющих привязные дворы, такие вложения окупят себя благодаря дополнительному доходу от 3–4 лактаций высокоудойных коров и возможности получения как минимум двух собственных телочек с высоким генетическим потенциалом.

– Многие хозяйства, планирующие перейти на беспривязное содержание, уже имеют многолетний опыт содержания животных на привязи. Значит, у них есть вполне приличные привязные коровники, кадры и понимание технологии, – добавляет Владимир Суровцев. – А модернизирование и компьютеризация управления привязного участка привлечет к работе на нем молодежь.

Дария Харитонова

Agro-profi.ru

  • Дата публикации: 27.08.2012
  • 1264