Леонид Заяц: торговать не сырьём, а готовой продукцией
15.08.2016
Тракторы Fendt, Challenger, Massey Fergusson и Valtra хорошо знакомы многим аграриям стран Таможенного союза. Последние 25 лет эти бренды развиваются под крылом международной корпорации AGCO. В неюбилейном интервью на выставке SIMA-2015 старший вице-президент корпорации, генеральный менеджер AGCO по Азиатско-Тихоокеанскому региону Гарри Коллар рассказал «БСХ» об особенностях рынка стран СНГ, о главных трендах в сельхозмашиностроении и об антарктической экспедиции Massey Fergusson.
— Насколько важен для AGCO рынок стран СНГ, и в частности Беларуси?
— Страны СНГ всегда были и будут иметь большое значение для AGCO. Мы ведем большой бизнес в России, поставляя туда нашу технику. Год назад открыли совместное предприятие в России по сборке тракторов, комбайнов и двигателей. К сожалению, из-за политических проблем сейчас не самое лучшее время для начала такого большого бизнеса, но мы это понимали и были готовы к трудностям, так что не собираемся отступать и намерены вести серьезный бизнес в СНГ.
Под политическими проблемами я имею в виду не санкции или антисанкции, которые вводят друг против друга Россия и страны Запады. Нас в большей степени затрагивает внутренняя политика российского правительства в аграрной отрасли, машиностроении. Насколько аграрии готовы инвестировать в развитие производства, в покупку новой техники? Сейчас видно, что характер спроса меняется. Он сохраняется на хорошем уровне в среднем ценовом сегменте, где работает и Минский тракторный завод, а вот спрос на премиумные тракторы западных марок действительно буксует.
Белорусский рынок для нас всегда был интересен — хотя бы по той причине, что политика вашего правительства в плане развития АПК значительно отличалась от российской. Главной трудностью для работы на белорусском рынке для нас была и остается конкуренция со стороны МТЗ. Это доминирующий игрок на вашем рынке, и, надо признать, у нас не всегда был правильный продукт, который мог бы играть с ним на одном поле.
Сейчас я отвечаю за развитие AGCO в Азии, и в частности в Китае, а до этого восемь лет работал в Европе и в странах СНГ, провел много времени на совместных предприятиях в России. Развивая бизнес и производство в Китае, мы делаем ставку на новую серию тракторов. Они будут иметь двигатели малой и средней мощности, их уровень оснащенности будет соответствовать базовым моделям МТЗ. Конечно же, цена такого трактора будет ниже, чем у стандартных моделей брендов AGCO, возможно, немного дороже, чем у МТЗ. Надеюсь, получим хороший продукт, который сможет достойно выступить на развивающемся азиатском рынке.
Еще один сильный конкурент из Беларуси — «Гомсельмаш». Это серьезный и крупный игрок на рынке Беларуси и России.
— У AGCO несколько брендов. Какие из них демонстрируют лучшие результаты в странах СНГ?
— Можно сказать, что за время работы AGCO на рынке СНГ у каждого бренда был успешный период. Лет десять назад отлично продавались тракторы Valtra, в первую очередь в Сибири, особенно в лесной промышленности. В этом была заслуга нашего дистрибьютора, но нельзя сбрасывать со счетов и то, что финский трактор — хороший вариант для работы в тяжелых северных условиях.
Результаты Massey Ferguson во многом зависят от активности дилеров, и в некоторых регионах мы добились успеха.
У Fendt отличная репутация среди аграриев России и Беларуси, особенно в крупных хозяйствах, где требуются самые совершенные технологии.
Был пятилетний период, когда Challenger оказался очень популярен в ваших странах, причем именно тракторы на гусеничном ходу. Колесные Challenger так и не снискали большой славы.
Подытоживая, могу сказать, что результатами высокотехнологичных Fendt и гусеничных Challenger наша компания довольна больше всего. Надеюсь, что совместное предприятие придаст им дополнительный импульс.
— Какой из ваших брендов можно назвать номером один?
— Massey Ferguson — наш глобальный бренд номер один, известный на всех континентах. Fendt — технологический лидер, именно на его базе разрабатываются и внедряются новейшие технологии. Valtra — трактор, созданный в Скандинавии для экстремальных условий, что, правда, не мешает этой машине хорошо продаваться в Южной Америке. Challenger — мощные машины на гусеничном ходу из Америки.
— Какие тренды, на ваш взгляд, будут главными в сельхозмашиностроении в течение ближайших пяти лет?
— Тренд номер один — развитие электронной начинки тракторов, применение телеметрии, развитие точного земледелия. Точное земледелие уже сегодня предполагает постоянный обмен данными. Они должны с поля поступать агроному, чтобы он мог принять решение и выдать точные указания по применению удобрений.
Я думаю, что в ближайшие годы все производители будут инвестировать в это направление и развивать электронное наполнение техники. У нас тоже есть такая технология. Она называется Fuse и объединяет все машины на ферме в единую сеть.
Индустрия видит здесь ресурс для увеличения производительности хозяйства, роста доходов фермеров. Ведь они будут использовать ровно столько удобрений или средств защиты растений, сколько нужно, а не столько, сколько получается. Речь идет об увеличении эффективности, но не каждой машины в отдельности, а комплекса в целом. Эффективным должен быть не трактор или сельхозмашина, а машинно-тракторный агрегат целиком.
Тренд номер два — то, чем мы занимаемся уже многие годы: наращивание мощности техники. Основная причина — рост размеров ферм. Эта тенденция характерна для всего мира, и даже для Азии, в том числе Китая. Сейчас фермы здесь слишком маленькие, чтобы быть высокопродуктивными. Местные аграрии понимают это и расширяют фермы.
Россия, Беларусь, Украина, Казахстан — хорошие примеры высокопроизводительных масштабных хозяйств. Этот тренд сегодня присутствует и в Азии, и в Африке, и в Европе. Фермы будут укрупняться, поэтому более мощная техника будет востребована.
— Как вы думаете, есть ли предел для наращивания мощности тракторов?
— Есть, и мы уже близки к нему.
— И каков этот предел?
— Трактор сам по себе не увеличивает производительность. Все зависит от того, насколько эффективна машина, которая с ним агрегатирована. По мере роста ширины захвата и мощности трактора (600, 700, даже 1 000 л. с.) вы рано или поздно столкнетесь с тем, что, каким бы большим ни было поле, агрегату будет просто тяжело развернуться, а это непосредственным образом скажется на эффективности его работы. Можно сказать, что мы видим начало конца гонки мощностей. Далее вектор развития будет направлен в сторону увеличения числа и сложности электронных компонентов, развития точного земледелия.
— Как вы оцениваете перспективы альтернативных двигателей — водородных, электрических — в сельхозмашиностроении? За последние годы продемонстрировано несколько концептов. Работает ли AGCO в этом направлении?
— Безусловно, это тренд будущего, новые возможности для повышения эффективности. Сегодня наиболее близки к выходу на рынок гибридные концепции: у вас есть обычный дизельный двигатель, который вращает генератор. Однако такая конструкция пока получается довольно громоздкой, а нам нужно что-то более эффективное.
У нас есть несколько проектов в этой области — как для комбайнов, так и для тракторов. Мы видим в альтернативных двигателях большой потенциал, в первую очередь в плане энергоснабжения и управления прицепной техникой. У электрического привода агрегатируемых машин большое будущее. Эта технология уже есть на рынке.
У альтернативных источников есть и свои ограничения. Например, прежде чем трактор получит электродвигатель, должен произойти прорыв в производстве аккумуляторов. Мы уже видим серьезный прогресс в этом направлении в автомобилестроении. Однако емкости аккумуляторов пока недостаточно, чтобы обеспечить приемлемый уровень автономности для сельхозтехники.
Я думаю, что новые виды двигателей — перспектива не ближайших пяти лет. Но через пять-десять лет это может стать одним из главных трендов.
— В этом году трактор Massey Ferguson доехал своим ходом до Южного полюса. Какова была цель данной экспедиции?
— Это длинная история. У AGCO есть партнер в Голландии, фермер, с которым у нас просто отличные взаимоотношения. Лет пять-шесть назад он затеял проект, в ходе которого собрался доехать на тракторе от Европы через Африку до Антарктиды. Добравшись до последнего этапа, он обратился к нам за спонсорской помощью, и мы не смогли отказать, т. к. это отличная идея.
Экспедиции понадобилось 800 часов чистого ходу, чтобы добраться до Южного полюса. В течение этого времени участники постоянно делали записи в социальных сетях, выкладывали видео. Мы получили сотни тысяч просмотров и «лайков». В итоге вышла хорошая маркетинговая кампания: отличная команда, отличная идея — идеальные послы бренда Massey Ferguson.
Надо заметить, что в 1958 году знаменитый путешественник, покоритель Эвереста Эдмунд Хиллари уже совершил подобное путешествие на двух 24-сильных тракторах Massey Ferguson. И сейчас, через пятьдесят с лишним лет, мы повторили то путешествие и снова добрались до полюса. Это лучшее подтверждение надежности и качества Massey Ferguson. Конечно же, трактор для экспедиции был специально подготовлен, но мы взяли стандартную серийную модель: такой же серийный мотор, разработанный в Финляндии, как и на других тракторах, стандартная трансмиссия. За 800 часов похода не было никаких серьезных поломок.
— Начиная новый бизнес в Китае, вы не боитесь, что местные производители смогут взять ваши технологии и составить в будущем вам конкуренцию? Китайская техника с каждым годом выглядит все лучше и лучше, по меньшей мере на выставках.
— Мы предприняли некоторые шаги, чтобы защитить себя в Китае. У нас нет партнера в этой стране. Наше новое производство целиком принадлежит нам и строится с нуля. Мы развиваем собственную сеть поставщиков, следим за тем, чтобы к ним уходила только информация, необходимая для работы.
И главное — вся самая сложная инженерная работа для проекта делается здесь, во Франции. В Китае разрабатываются отдельные узлы и детали, дополнительное оборудование, но вся главная инженерная работа осуществляется в Европе. Мы думаем, что так сможем защитить технологии и создать новую платформу для работы на развивающихся рынках.
Китайцы, безусловно, развиваются. Они скупают западные предприятия, создают совместные бизнесы, чтобы получить доступ к технологиям. Это очень умные, сообразительные люди, которые уже в состоянии делать машины мирового уровня... Но если мы возьмем высокотехнологичные решения, то произведенные в Китае, они будут стоить примерно столько же, сколько и на Западе. Кроме того, китайским машиностроителям потребуется время, чтобы внедрить какую-либо приобретенную технологию, и здесь наша задача — в технологическом плане всегда быть на шаг впереди.
Новости компаний 27.03.2024
Новости компаний 24.12.2023
Новости компаний 15.12.2023
Новости компаний 22.08.2023
Новости компаний 25.05.2023
Растениеводство 13.11.2024
Животноводство 10.09.2024
Технологии 04.08.2024
Растениеводство 09.03.2023
Растениеводство 09.11.2022
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также