Белорусские производители пива и безалкогольных напитков выступили за введение новой системы контроля за отдельными группами товаров взамен маркировки продукции контрольными знаками. Позиция представителей бизнеса была озвучена во время круглого стола "Механизмы защиты внутреннего рынка: проблемы и перспективы", организованного Ассоциацией европейского бизнеса. По словам представителей компаний, сама система превратилась в скрытый налог на бизнес, а денежные затраты на осуществление маркировки сдерживают развитие предприятий и снижают их конкурентоспособность на рынке.
Система контроля за отдельными товарами путем их маркировки контрольными идентификационными знаками была введена еще в 2004 году. Целью нововведения было предотвращение попадания на белорусский рынок контрафактной продукции. На первоначальном этапе введенный механизм контроля действительно позволил в несколько раз снизить ввоз в Беларусь контрафактной продукции.
Но на сегодня система маркировки стала выполнять не столько функцию контроля, сколько фискальную функцию. Это подтверждается ростом стоимости контрольных знаков, отмечает директор союза "Гильдия пивоваров" Владислав Скребцов, полагая, что у бизнеса есть все основания говорить о наличии скрытого налога.
Если до февраля текущего года стоимость контрольных знаков была одинаковой для всех групп товаров, то с февраля по инициативе правительства стоимость контрольных знаков была не только дифференцирована в зависимости от вида продукции (цена стала варьироваться от Br500 до Br5000), но и значительно увеличена.
Позже в связи с обращениями субъектов хозяйствования стоимость контрольных знаков по сокам, напиткам, пиву была пересмотрена. К примеру, стоимость контрольных знаков на пиво, разлитое в тару емкостью до одного литра, была снижена в 3,3 раза до Br150, от литра до двух – снижена на 30% до Br350, свыше 2 литров – увеличена в 2 раза до Br1000.
Тем не менее затраты пивоваренных компаний на маркировку остаются существенными и приводят к вымыванию значительной доли оборотного капитала. По оценкам директора союза "Гильдия пивоваров" Владислава Скребцова, за январь-ноябрь текущего года затраты только пивоваренных компаний на закупку контрольных идентификационных знаков составили около €10,2 млн.
"Доля стоимости контрольного знака в стоимости пива выросла с 1% до 4%. Фактически это новый оборотный налог. Помимо удорожания конечной продукции обязательная маркировка пива контрольными знаками влечет за собой замедление работы производственных линий на 1-5% и снижение производительности предприятий", – отмечает В. Скребцов.
Кроме непосредственно расходов на закупку контрольных знаков компании вынуждены нести дополнительные затраты – €50-60 тыс. на приобретение линий нанесения знаков за каждый аппликатор с инспектором (для контроля работы) плюс €2-3 тыс. в год на обслуживание.
Представители пивоваренных компаний (занимающихся также производством безалкогольных напитков), в свою очередь, отмечают, что затраты на закупку контрольных знаков не намного ниже затрат на закупку основного сырья для производства пива (солода) и в несколько раз выше затрат на маркетинг.
В частности, ОАО "Лидское пиво" в соответствии с разработанным на следующий год бюджетом потратит на закупку солода €5 млн, а на закупку контрольных знаков – €3,5 млн, сообщил гендиректор Аудриус Микшис.
"Такие затраты снижают нашу конкурентоспособность по сравнению с российскими производителями. Эти средства можно было бы направить на закупку оборудования, модернизацию производственных линий, повышение качества выпускаемой продукции", – отмечает Аудриус Микшис.
Затраты других пивоваренных компаний на покупку контрольных знаков также значительны. По оценкам управляющего директора ИЗАО "Пивоварни Хайнекен" Василена Цанова, в текущем году компания потратит на маркировку около Br25 млрд. ОАО "Пивзавод Оливария" ежегодно отвлекает из оборотного капитала на покупку контрольных знаков (помимо непрямых затрат на хранение, учет, заказ) около $4 млн.
"Это действительно снижает нашу конкурентоспособность. И чем меньше будет таких инструментов, тем лучше будет для экономики", – убежден генеральный директор ОАО "Пивзавод Оливария" Денис Шерстенников.
Производством и реализацией субъектам хозяйствования контрольных идентификационных знаков занимается Борисовская бумажная фабрика за счет средств республиканского бюджета. И, как выясняется, компания работает с хорошей рентабельностью – около 13%.
Субъекты хозяйствования вынуждены закупать контрольные знаки по предоплате. По оценкам Ассоциации европейского бизнеса, из-за необходимости приобретения знаков по предоплате из оборотного капитала только пивоваренных компаний ежемесячно вымывается до €300 тыс. На сумму внесенной предоплаты предприятия не могут рассчитаться за поставленные сырье и материалы.
Как пояснила заместитель директора департамента государственных знаков Минфина Беларуси Татьяна Разживина, система оплаты и конечная цена на контрольные знаки связаны с особенностями финансирования и производства.
"Изготовление знаков осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Но Борисовская бумажная фабрика обязана обеспечить предприятия контрольными знаками в течение трех дней после размещения заявки. Для этого предприятие должно создать запас знаков и заранее спланировать закупку материалов за счет собственных средств. Бывают и пиковые ситуации, когда заявки превышают полугодовой объем заказа", – отметила представитель департамента.
Рентабельность в пивоваренной отрасли, по оценкам экспертов, ниже 13%. По прогнозу гендиректора ОАО "Пивзавод Оливария" Дениса Шерстенникова, по итогам 2014 года выйти на показатель рентабельности в 13% получится у одной, максимум двух белорусских пивоваренных компаний. У остальных этот показатель будет ниже 10%. По меркам российских компаний, которые являются основными (из импортеров) конкурентами белорусских пивоваров на внутреннем рынке, рентабельность ниже 10% считается очень низким показателем.
"Поэтому государству, наоборот, надо создавать как можно больше предпосылок, чтобы мы могли быть более конкурентоспособными по сравнению с импортерами", – подчеркивает Д. Шерстенников.
Выход игроки рынка видят в изменении системы контроля за товарами, по крайней мере, для отдельных видов продукции.
На сегодня товарные позиции, подпадающие под обязательную маркировку, входят в перечень из 21 кода ТН ВЭД. Кстати, это тоже один из актуальных вопросов для бизнеса. Непонятны критерии, по которым одни товарные позиции должны маркироваться, другие - нет. Например, под маркировку не попало молоко, хотя вероятность его подделки по сравнению с пивом выше, считает начальник отдела предпринимательства, услуг и инвестиций Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Валерий Захаров.
Начальник отдела адвокатирования предпринимательства Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Артем Юлегин считает, что меры контроля должны применяться в отношении товаров, когда имеются подтвержденные случаи серого импорта, при этом важно обращать внимание и на сам товар. В этой связи он привел в пример инициативу России по введению контроля за ввозом на территорию Таможенного союза шуб путем использования специальных чипов.
"В данном случае такие меры контроля уместны, так как есть оценки и подтвержденная информация о том, что значительный объем ввозимых шуб – это серый импорт. Но, например, маркировать польские яблоки уже будет избыточной мерой", – считает он.
Аргументом производителей пива и безалкогольных напитков в пользу отмены маркировки также является отсутствие фактов фальсификации выпускаемой ими продукции на протяжении последних нескольких лет.
По словам Д. Шерстенникова, пивоваренная отрасль является одной из самых прозрачных, а по мнению заместителя гендиректора ИП "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" Андрея Ращупкина, отмена маркировки не приведет к росту контрафактной безалкогольной продукции в Беларуси.
"Отмена маркировки контрольными знаками минеральных и питьевых вод не привела к росту контрафактной продукции на белорусском рынке. На мой взгляд, эта система контроля для производителей безалкогольных напитков избыточная. Большого смысла в таком механизме, наверное, нет", – отметил А. Ращупкин.
Но для фискальных органов основным вопросом является поступление средств в бюджет. С этой точки зрения они явно на заинтересованы потерять более €10 млн только от пивоваренных компаний в результате отмены маркировки пива и введения альтернативной системы контроля, более удобной и дешевой для бизнеса.
Впрочем, и на этот счет у пивоваров есть свой аргумент. По мнению управляющего директора ИЗАО "Пивоварни Хайнекен" Василена Цанова, снижение фискальной нагрузки позволит пивоваренным компаниям увеличить инвестиции в производство, повышение качества продукции и продвижение ее на рынке.
"Потребление пива в Беларуси на душу населения составляет на сегодня всего 49 литров. Для сравнения, в Польше – 95 литров, в России было 75 литров, сейчас идет снижение, в Литве около 80 литров. Получив дополнительные возможности для инвестирования и развития, пивоваренные компании смогут увеличить потребление пива, и тогда за счет налоговых и других отчислений бюджет получит больше средств, чем получает от продажи контрольных знаков", – убежден В. Цанов.
- Дата публикации: 27.11.2014
- 868