Попытки государства ограничить импорт предпринимаются в этом
году с завидной регулярностью. Очередное предложение из этой серии
заключается в том, чтобы продлить действие 361-го указа, который уже
привел к сокращению объемов продаж импортеров. Правда, как сейчас
выясняется, удушение бизнеса импортеров имеет один существенный побочный
эффект — белорусский бюджет начинает нести потери.
Импортеры готовятся к финансовому шоку
Напомним,
что летом текущего года вступил в силу резонансный указ президента №
361, положения которого отрицательно влияют на деятельность импортеров.
Согласно принятому документу, для импортеров устанавливается отсрочка
права на 90 дней на вычет ввозного НДС.
Фактически это означает,
что импортеры теперь обязаны дважды уплатить налог на добавленную
стоимость: первый раз — на границе при ввозе товара, второй раз — при
уплате налогов за отчетный период. Вернуть переплаченные суммы НДС
импортеры могут только через три месяца. То есть 90 дней средствами
импортеров (на сумму сверхуплаченного НДС) может распоряжаться бюджет.
Норма
361-го указа, которая ставит импортеров в непростое финансовое
положение, должна действовать до конца года. Однако, как выяснил
БелаПАН, сегодня в госорганах рассматривается предложение о… продлении
действия упомянутой нормы 361-го указа на 2015 год.
В
сентябрьском письме Министерства финансов в Совет по развитию
предпринимательства, текстом которого располагает БелаПАН, предлагается
бизнесу высказать мнение о целесообразности "закрепления на постоянной
основе в Налоговом кодексе" нормы 361-го указа об отсрочке права на
вычет НДС.
Реакция бизнеса на такую перспективу не заставила
ждать. Бизнес-ассоциации оперативно направили свои оценки последствий
продления указа в Министерство финансов и Совет безопасности, но об этом
- чуть ниже.
Чтобы представить возможные последствия, стоит
обратить внимание на то, к чему сегодня готовятся дилеры, которые
уплачивают НДС раз в квартал. Ближайшая выплата налога для них будет уже
в октябре. Соответственно, согласно 361-му указу, рассчитывать на
возврат средств импортеры смогут только через три месяца — в январе 2015
года.
"Автодилеры ведут сейчас приготовления к тому
финансовому шоку, который мы будем ощущать при выплате НДС в октябре. В
связи с возросшей фискальной нагрузкой дилеры сегодня вынуждены
пересматривать объемы ввоза автомобилей до конца года", — рассказывает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
По новым правилам импортерам приходится заплатить 40% стоимости автомобиля в виде НДС, объясняет он. "Величина
налоговых выплат никак не покрывается маржой дилеров. Заемные средства
сегодня дорогие, поэтому остается снижать объемы ввоза новых
автомобилей", — констатирует Михневич.
В общем, финансовое
положение импортеров на фоне увеличения отчислений в бюджет осенью
текущего года может ухудшиться, дилеры вынуждены будут уменьшить объемы
импорта. Казалось бы, цели 361-го указа (увеличение бюджетных
поступлений и снижение объемов импорта) будут полностью достигнуты.
Однако
фактическая ситуация на рынке показывает, что последствия применения
упомянутого указа будут, скорее всего, противоположными. В частности,
как отмечают представители бизнес-ассоциаций, уже наметилась тенденция
увеличения ввоза новых автомобилей физическими лицами.
"В
условиях открытого рынка в рамках Таможенного союза любое ухудшение
условий работы для белорусских импортеров приводит к тому, что
потребитель голосует своим кошельком в пользу предпринимателя соседней
страны", — говорит заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Сергей Варивода.
Как
следствие, продолжает он, население самостоятельно вывозит валюту из
страны, и гипотетического положительного эффекта от ограничений в
отношении импорта не достигается.
"В нынешних условиях
потребитель принимает решение съездить в соседнюю страну и вывозит туда
свою валюту, уплачивает там налоги, а наша страна от этого ничего не
получает", — подчеркивает Сергей Варивода.
Многомиллионные потери
По
оценкам Белорусской автомобильной ассоциации, объем ввоза в страну
новых автомобилей в 2014 году составит около 30 тыс. единиц. При этом,
как ожидается, "серый" ввоз автомобилей физлицами может достичь от 6 до
10 тыс. единиц.
"Средняя цена нового автомобиля составляет
15-20 тыс. долларов. Таким образом, можно предположить, что до 200 млн
долларов будет вывезено из страны. При этом в цене автомобиля примерно
30% составляют разные налоговые платежи. Эти деньги белорусский бюджет
теряет в том случае, когда население покупает автомобили за пределами
страны", — объясняет Сергей Михневич.
Таким образом, отмечает он, ограничить импорт в результате действия 361-го указа не получится, а потери бюджета будут налицо.
Однако,
видимо, далеко не все учли такое развитие событий. Поэтому в сентябре,
когда бизнес переваривал последствия вступления в силу принятого указа,
на государственном уровне появилась идея закрепить нормы этого документа
на постоянной основе в Налоговом кодексе в 2015 году.
Белорусские
бизнес-союзы надеются, что этого не произойдет. В противном случае,
предполагают они, последствия могут быть непоправимыми.
"Мы
надеемся на здравый смысл и ожидаем, что нормы указа не будут продлены
на 2015 год. Однако если произойдет худший сценарий, объемы ввоза
автомобилей в страну будут формировать, скорее всего, физические лица.
Соответственно, продажи дилеров снизятся, а вместе с этим — и налоговые
поступления в бюджет. При этом увеличится объем вывоза валюты из страны,
а налоги будут уплачиваться в российский бюджет", — прогнозирует Сергей Михневич.
Еще одно вероятное следствие, которое вызовет пролонгация действия норм 361-го указа, — отток бизнеса из страны.
"Дополнительные
издержки для автодилеров за обслуживание средств, отвлекаемых на
выплату НДС по новым правилам, велики. Эти потери несоизмеримо больше,
чем затраты на аренду помещения под автосалон где-нибудь в Смоленске.
Поэтому организация торговой точки за пределами страны может оказаться
более выгодным решением, чем осуществление деятельности в условиях
361-го указа", — говорит Сергей Варивода.
Таким образом,
считают эксперты, применение норм принятого указа не способствует
решению важных для страны задач (увеличению доходов бюджета, улучшению
сальдо торгового баланса), а лишь стимулирует изменение потоков валюты. В
пользу бюджетов соседних стран.
- Дата публикации: 26.09.2014
- 692