Под руководством Нобелевского лауреата, американского профессора Сиднея Альтмана в новосибирском Институте химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН (ИХБФМ) на мегагрант в 90 миллионов рублей создана новая лаборатория. Как сообщает «Российская газета», ученые намерены решить, прямо скажем, революционную задачу: создать принципиально новые антибиотики, к которым ни одна бактерия не сможет приспособиться, передает prodmagazin.ruСегодня медики бьют тревогу: эра антибиотиков заканчивается. Все напасти могут вернуться на круги своя. Люди, как и в начале XX века, начнут умирать от болезней, вызванных самыми обычными бактериями.
Причина в их удивительной способности приспосабливаться к лекарствам, которую они оттачивали столько, сколько они вообще существуют, около 3,5 миллиардов лет. Казалось бы, надо создавать все новые антибиотики. Увы, это путь, который ведет в тупик. Ведь антибиотик — это вещество, которое вырабатывают сами бактерии, чтобы убивать врагов. А мы лишь сумели воспользоваться этим природным ноу-хау. В погоню за чудодейственными лекарственными пулями бросились тысячи лабораторий по всему миру. Они искали микробы, которые должны были стать источником новых антибиотиков. Однако совсем скоро стало ясно, что их ареал довольно ограничен, что мы уже фактически исчерпали свои возможности. Поэтому приходиться создавать новые модификации уже известных классов антибиотиков. А это, по сути, тупиковый путь.
Но самое страшное, что среди бактерий уже появились феномены, которым не страшны никакие антибиотики. Борясь с лекарствами, они прошли естественный отбор, приобретя гены устойчивости ко всем известным лекарствам. Даже в США, с ее передовой медициной, каждый год умирает 15-18 тысяч человек от сепсиса, против которого бессильны все антибиотики.
Профессор Альтман замахнулся на фантастическую задачу: создать антибиотик, адаптация к которому исключена в принципе. Он утверждает, что устойчивость к лекарствам у микроба возникает в результате одной-единственной мутации. Ученый намерен усложнить жизнь бактерии. Для этого надо создать такой препарат, чтобы для его обезвреживания в геноме микроба произошла не одна, а одновременно как минимум три мутации. По теории вероятности подобное практически невозможно. А раз так, то ни бактерии, ни вирусы не смогут приспособиться к новому лекарству. Идея, прямо скажем, красивая.
Почему всемирно известный ученый решил именно в этом сибирском институте создать новую лабораторию? Дело в том, что здесь накоплен богатый опыт исследований, связанных с аналогичной тематикой.
Например, в новосибирском Академгородке впервые удалось создать ген-направленные препараты на основе олигонуклеотидов — коротких синтетических фрагментов ДНК, комплементарных гену-мишени. Именно новосибирские исследователи внесли весомый вклад в решение проблемы «золотой пули». Речь идет о доставке препарата непосредственно к мишени, что позволяет намного уменьшить многие побочные эффекты. Кроме того, ИХБФМ СО РАН единственный в России институт, где могут синтезировать фрагменты, как ДНК, так и РНК. Так, что сибирякам было, что предложить нобелевскому лауреату для совместной работы.
Сейчас новосибирские ученые должны попытаться объединить свои ноу-хау с разработками американских исследователей и выбрать оптимальный рецепт для борьбы с бактериями. Работы ведутся по двум направлениям — борьба со стафилококками и возбудителями синегнойной инфекции, которые отличаются особой устойчивостью к антибиотикам, а также с вирусом гриппа. Любопытно, что совместная работа с нобелевским лауреатом стала для новосибирских исследователей не только отличной научной школой, но и позволила поучиться навыкам западного менеджмента.
- Сидней Альтман жестко настаивает на достижение конечного результата исследований, призывая не зацикливаться на деталях, — рассказывает заместитель директора института Дмитрий Пышный. — Нужно сначала добиться позитивного результата, а уже потом разбираться в нюансах. Конечно, так можно что-то потерять, не разобравшись со всеми подводными камнями, в чем там дело, но если этих камней много, то можно так и не добиться результата, впустую потратив время. По итогам мегагранта мы рассчитываем представить препарат, готовый для продвижения на фармрынок.