Все на ферму!

Все на ферму!
В РФ формируется новый рынок органических продуктов, или экопродуктов. Минсельхоз наконец разработал проект федерального закона о производстве органической и сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты РФ.

О необходимости этого документа производители говорили уже много лет. Также министерство вскоре обещает представить национальные стандарты органической продукции. Это сделает Российский рынок более привлекательным для крупных инвестиций. О жизни в стиле "эко" - жить на природе и вести свое хозяйство - мечтают многие. Уже давно "органикой" увлекается глава корпорации "Уралсиб" Николай Цветков, заняться экосельхозпроизводством решил Сергей Бачин, топ-менеджер Владимира Потанина.

В ожидании контроля

Пока сертификации экологической продукции нет, неплохим спросом пользуются так называемые фермерские продукты. И без сертификатов можно поставлять продукцию через интернет-магазины фермерских продуктов, где цена в разы выше магазинной, или в специализированные сети, например "Избенка".

Хотя гарантий качества на фермерских сайтах никто не дает. Так, корреспондент "Ко" сделал заказ на 5000 руб. в онлайн-магазине "Подворье Лукино", который позиционируется как фермерский сайт. Часть продуктов оказалась, мягко говоря, несъедобной. Так, банка со слабосолеными огурцами вскрылась самостоятельно - продукт был испорченным, яблочный компот невозможно было пить из-за огромного количества сахара, а протертая земляника с сахаром представляла собой обычное варенье.

Теоретически гарантии потребителям должна давать система сертификации. Система еще не утверждена, но, скорее всего, сертифицировать производителей будут частные агентства, а право на сертификацию им станет выдавать Минсельхоз, который и будет контролировать весь процесс.

"Резко количество фермеров не возрастет. Кредитов дешевых ведь не появится, - рассуждает Андрей Казючиц, управляющий компании "Тульская нива". - А органическое хозяйство требует инвестиций на 30-40% больше, чем обычное. Мы, например, не будем инвестировать в органические продукты, потому что у нас нет полей, которые уже несколько лет были бы свободны от неорганических удобрений".

Андрей Казючиц считает, что, если российская сертификация будет "честной", многие из тех, кто сейчас позиционирует себя в качестве "органик"-производителей, не смогут этого делать, так что рынок, скорее, сузится, чем вырастет. "Есть поставщики, которые делают молочные продукты и утверждают, что они органические, а молоко покупают у нас, а мы как раз не можем утверждать, что наше молоко производится согласно биостандартам. Есть, конечно, и производитель детского питания "Хипп", выращивающий картошку в Калининградской области согласно всем требованиям", - рассказывает он. Впрочем, есть и поставщики биотоматов, на самом деле гонящие совсем не сертифицированный импорт из Турции. Яков Любоведский утверждает, что недавно познакомился с таким, и его продукция представлена на фермерских сайтах.

"Госрегулирование должно очистить рынок от недобросовестной конкуренции, закон обязан давать преимущества только тем, кто действительно выращивает "органик"-продукцию, - комментирует Александр Коновалов, владелец экофермы "Коновалово" и основатель объединения производителей и поставщиков экопродукции "Экокластер". Он уверен, что принятие закона будет способствовать пропаганде продуктов "органик". В "Экокластере" рассчитывают на то, что Минсельхоз может запустить и социальную рекламу экопродукции на госденьги, как это уже делалось в отношении молочных продуктов и рыбы.

Пока, до принятия закона, российские экофермы могли получать европейскую сертификацию "био" или "органик". Однако, как рассказал "Ко" Александр Коновалов, удовольствие это недешевое: сертифицировать один продукт стоит более 2500 евро, а требования сертифицирующих компаний не всегда адекватны российским условиям. "Европейцы считают, что корове в органическом хозяйстве в стойле нужно 1,5 метра свободного пространства, а у нас в Сибири лучше давать ей всего 0,9 метра - теплее будет", - утверждает господин Коновалов. Сертифицированных хозяйств в России единицы, таковыми являются, к примеру, некоторые хозяйства корпорации "Органик", а также ферма "Горчичная поляна" Александра Бродовского, владельца марки одежды Woolstreet.

Лидеры рынка

По данным "Экокластера", "органик"-рынок в России сегодня оценивается в $80 млрд, из них 85% - это импортные продукты, а 15% - продукция фирм, получивших сертификацию западных компаний. По прогнозам, в 2013 г. сегмент способен вырасти на 20%. В РФ завозят органические овощи и фрукты, соки, детское питание, консервы, колбасы, бакалею, хлеб, макароны, молочные продукты (к примеру, молоко из Франции в специализированных магазинах стоит около 200 руб. за литр).

"В связи с отсутствием законодательства, четко регламентирующего производителя органической продукции, сегодня некорректно определять, кто из российских производителей "органик" крупнейший. Часть производителей органической продукции сертифицируется западными компаниями по европейским стандартам, другие сертифицируются российскими компаниями, которые позиционируют себя как специалистов в данной области, или сертифицируют сами себя (создают свои сертификационные агентства, дающие компании какие-то экологические сертификаты. - Прим. Ред.)", - рассказывает Олег Мироненко, руководитель службы GR корпорции "Органик".

Среди несертифицированных производителей одним из крупнейших российских игроков рынка является компания "Агранта" (развивает также девелоперский проект "Большое Завидово"). "Агранта" владеет агрохолдингом "АгриВолга" (численность КРС - 5000 голов плюс стадо овец в 2000 голов). "АгриВолга" объединяет 15 хозяйств в Угличском районе Ярославской области, на балансе которых 40 000 га. Европейских сертификатов у нее нет, но в компании утверждают, что производят органический продукт. Возможно, "АгриВолга" будет получать национальную сертификацию, когда это станет возможно. Она уже пообещала вложить в сельхозпроекты около 200 млн руб. в течение пяти-семи лет. "Агранта" также владеет четырьмя магазинами "ОрганикМаркет" в Москве.

Из производителей, сертифицированных западными агентствами, самым крупным является корпорация "Органик", принадлежащая бизнесмену Николаю Цветкову. Компания не раскрывает своих финансовых показателей, так что успешен ли бизнес с экономической точки зрения, не ясно."У нас четыре сельхозпредприятия в Московской области, есть свой торговый дом, три магазина органических продуктов "Биомаркет". Проект был создан в 2007 г. на базе уже существующего хозяйства "Спартак". Марка молочных продуктов "ЭтоЛето" представлена в наших собственных торговых точках, а также в "Азбуке вкуса" и некоторых других сетях", - рассказывает Олег Мироненко. О прибылях и убытках он говорить отказался.

Молоко корпорации "Органик" стоит примерно в два раза дороже обычного. "Это связано с тем, что органическое производство вести затратнее", - поясняет Олег Мироненко. По его мнению, важно, чтобы сертифицирован был весь цикл, от производства до реализации продукции, то есть должна быть сертификация не только земли, но и хранения, переработки, транспортировки органической продукции. А это стоит денег. Не надо также забывать, что сертификации предшествует так называемый конверсионный период, когда классическая агроферма переходит к органическому производству. Конверсионный период длится около трех лет, в это время земля начинает получать только органические удобрения, коров должны перестать колоть антибиотиками и т.д. При этом уменьшается как количество производимых кормов, так и объемы получаемого молока (примерно на 30%). И это тоже отражается на себестоимости продукции. В Европе эти затраты компенсирует государство, а у нас - потребители.

"Проблемой для производителей в России сегодня является и отсутствие сертифицированных перерабатывающих производств, - уточняет Олег Мироненко. - У нас, например, имелись проблемы с производством органической гречки. Сама гречка была органической, но не имелось своего фасовочного производства, а сторонние несертифицированные производства не могут дать гарантии, что наша гречка не смешается с неорганической. В идеале нужно, чтобы и торговая точка тоже получала сертификацию". Сейчас "Органик" производит не только органическое молоко, но и самое обыкновенное. В одном из хозяйств еще не сертифицирована земля - она не прошла конверсию. В другом не сертифицировано стадо. Полностью сертифицировано только хозяйство "Спартак". "Спартак" - это 1428 га земли в 180 км от Москвы и 500 дойных коров.

Бизнес или хобби?

В прошлом году стало известно, что на наш "органик"-рынок должны прийти западные инвестиции. В октябре американская компания Moloko Holdings, Inc. (структура, аффилированная с крупной американской "органической" фирмой Aurora Organic Dairy) подписала соглашение с правительством Ульяновской области о реализации проекта по строительству экофермы с численностью дойного стада в 5000 голов. Компания пообещала вложить в экоферму более 6 млрд руб. Планируется производить 150 тонн молочных продуктов в сутки. Александр Коновалов считает, что организовать сбыт такого количества продукции компания сможет, в частности, российским производителям детского питания.

Большинство отечественных проектов имеет совсем другой масштаб. Сам господин Коновалов, довольно известный бизнесмен, в прошлом партнер Владимира Довганя, основал свою экоферму "Коновалово" три года назад, с рождением внучки, которую хотел кормить лишь экологически чистыми продуктами. Ферма расположена в 120 км от Москвы по Новорижскому шоссе. Сейчас 65% дохода дает продукция фермы, 35% - агротуризм. Площадь - 4 га, численность стада - 15 голов, но ферму планируют расширять до 25 голов скота. Александр Коновалов рассказывает, что вложил всего 32 млн руб., а проект планирует окупить через пять лет. Ежемесячный оборот - 1,6 млн руб. Бизнесмен подчеркивает, что проблемы сбыта у него не существует, реализация идет через интернет-магазины, кроме того, Коновалов открывает и небольшие торговые точки с экопродукцией - от 45-65 кв. м.

Сейчас их три. Первую точку запустил он сам, последующие открывали его партнеры по франшизе, один из которых реализует и проект экоцентра на 1500 кв. м в Одинцовском районе. Здесь будут и экомагазин, и экокафе, и даже небольшой эко-SPA-салон. В магазинах продается как импорт, так и продукция хозяйств - членов объединения "Экокластер", куда входят поставщики и производители экопродукции и услуг. У Коновалова много планов: он разработал также франшизу стола заказов "органик"-продуктов в регионах, намерен организовать учебный центр для желающих войти в этот бизнес.

"У нас строится небольшой логистический и упаковочный центр в системе "Экокластер" (500 кв. м), чтобы мы могли централизованно развозить продукцию по точкам сбыта, - говорит он. - Создается вертикально интегрированный холдинг, который сбывает продукцию под брендами "Экоферма" и "Экокластер".

Впрочем, потребителей продукции экомагазинов в России пока не много. "Сейчас бизнес крупных экомаркетов в Москве больше похож на хобби их владельцев", - полагает Елена Комкова, партнер Retail Training Group. "У нас низкий уровень жизни, а значит, и экорынок так и останется узким", - резюмирует Дмитрий Потапенко, управляющий партнер Management Development Group Inc.
ko.ru
  • Дата публикации: 23.01.2013
  • 730
  • Источник:
  • ko.ru

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться