В Беларуси готовятся дополнительные меры по финансовому оздоровлению АПК

В Беларуси готовятся дополнительные меры по финансовому оздоровлению АПК

В отношении неплатежеспособных организаций АПК активнее будут применяться процедуры санации и банкротства. Пилотный «проект» уже начала работать в Витебской области. Процедуры досудебного оздоровления запущены в отношении 51 организации. Эти и другие меры по улучшению финансового состояния АПК обсуждались на совещании с участием депутатов Палаты представителей Национального собрания, ученых и преподавателей Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, которое провел Министр сельского хозяйства и продовольствия.

— Перед агропромышленным комплексом Беларуси стоят серьезные задачи. К 2020 году мы должны производить не менее 10 млн. т зерна, 6 млн. т картофеля, 5,2 млн. т свеклы, выйти на 9,2 млн. т молока в год. При том, что сейчас объем производства составляет 6,7 млн. т. Кроме того, необходимо обеспечить валютную выручку от экспорта продовольствия не менее 7 млрд. долларов США Для решения этих задач необходимо обеспечить высокую конкурентоспособность отечественной продукции. Однако это не просто сделать в условиях, когда в сельском хозяйстве имеются большие финансовые обязательства связанные с модернизацией АПК. Отрасль нуждается в мерах по повышению экономической эффективности, — отметил Леонид Заяц.

В прошлом году в Беларуси работала Межведомственная группа по решению проблемных вопросов в АПК под руководством премьер-министра страны. Результатом ее деятельности стали четыре указа Президента, которые должны были облегчить финансовое положение сельхозорганизаций, обеспечить условия для их устойчивого развития. Однако, из-за кризисных явлений в мировой экономики, на основных экспортных рынках, изменения курсов валют, полностью реализовать потенциал этих правовых актов не удалось.

Указы Президента определили направления новой аграрной политики, в них были закреплены новые подходы к государственной поддержке, в частности введен механизм компенсации диспаритета цен на сельхозпродукцию и ресурсы, необходимые для ее производства. Предусматривались меры по реструктуризации задолженности сельхозорганизаций. На реструктуризацию могли претендовать порядка 70% хозяйств. 50% от общего числа сельхозорганизаций уже реализовали это право. Экономический эффект от указов в 2014 году составил 4,8 трлн. рублей. В этом году он ожидается на уровне 3,9 трлн рублей. Не удалось реализовать все декларированные направления из-за неблагоприятных макроэкономических условий, сложившихся в соседних государствах

По этой причине не удалось запустить льготное кредитование текущей деятельности, для которого планировалось создать фонд в размере не менее 10% от стоимости сельскохозяйственной продукции. Эти ресурсы должны были предоставляться хозяйствам под 2-3% и решить проблему нехватки оборотных средств. Требуется и полноценная  компенсация диспаритета цен, которая предусматривалась прошлогодними указами.

В 2011-15 года сельским хозяйством было привлечено 331 трлн. рублей кредитных ресурсов, из которых 74% — на общих основаниях. Их стоимость составляет 36-45%. На погашение кредитов уже направлено в этом году 24% выручки.

Такое положение требует принятия неотложных мер. Министерством сельского хозяйства и продовольствия подготовлен ряд нормативно-правовых актов, которые предусматривают уточнение прошлогодних указов, а также расширения списка мер. Так уже принят Указ Президента №406 от 2.10.2015 года который предусматривает направление 4,6 трлн. рублей на приобретение ГСМ и удобрений под 3% годовых. Необходимо изыскать дополнительно 10 трлн. рублей.

Другие меры предполагают смягчение условия рассрочки исполненных гарантий Министерства финансов и Облисполкомов, возможность реструктуризации не только долгов, но и процентов по ним. Предполагается поэтапно отменить регулирование цен на социально-значимые товары и заменить эту меру внутренней продовольственной помощью социально незащищенным слоям населения, формируется база для закупочных интервенций, что позволить применять меры рыночного регулирования и перейти на рыночное ценообразование на продукцию АПК.

Планируется активнее прибегать к процедурам санации и банкротства для решения проблем неплатежеспособных организаций. Пилотный «проект» уже стартовал в Витебской области. Здесь определен список из 51 сельхозорганизации, в отношении которых начаты процедуры досудебного оздоровления. Если они не дадут результата, часть организаций будет проведена через процедуру банкротства и ликвидации.

— Ликвидация должна быть управляемой, — подчеркнул министр. — Нельзя дать разорвать хозяйство. Там есть имущественный комплекс, который может быть передан другому хозяйственнику, способному улучшить экономику данного предприятия.

Председатель постоянной комиссии Палаты представителей по аграрной политики Владимир Щетько выразил поддержку мерам, представленным министерством:

— Ситуация в агропромышленном комплексе требует принятия дополнительных мер. Необходимо принципиальное решение, которое позволит кардинально изменить ситуацию к лучшему, создать условия для дальнейшего развития отрасли.

С ним согласен и заместитель постоянной комиссии Владислав Цыдик.

Меры по финансовому оздоровлению АПК, вынесенные на обсуждение ученых министром сельского хозяйства и продовольствия, должны улучшить положение отрасли в кратко- и среднесрочной перспективе, а также создать фундамент для долгосрочных преобразований.  Одним из главных направлений должно стать формирование эффективного собственника на селе. Речь идет, как о создании благоприятных условий для привлечения инвесторов, так и о механизмах, которые бы позволили руководителям и специалистам сельхозорганизаций сформировать свою долю собственности в открытых акционерных обществах.

— Мне доводилось работать в крупных сельхозпредприятиях. Я уверен, что от руководителя предприятия зависит очень многое. Если успешно работающее предприятие возглавил грамотный руководитель, то будет и дальше наблюдаться положительная динамика развития, и наоборот, если возглавит непрофессионал, то последствия могут негативными. Нам необходимо найти эффективного собственника, дать возможность ему себя реализовать.  Мотивацией для руководителя успешно развивающего в течение не менее чем трех лет хозяйства может стать продажа ему государством части акций этого же хозяйства. Таким образом появится настоящий хозяин на земле Возможны различные механизмы формирования собственника, например, через выкуп акций за счет участия в прибыли предприятия и т.д. Надо создать такие условия при которых руководителю хозяйства и его команде, будет ради чего работать, появится возможность стать собственником, и при этом государству будет важно получить эффективного собственника и динамично развивающееся предприятие, — сказал Леонид Заяц.

По итогам совещания ученые предоставят министерству свои предложения по механизмам формирования собственника на селе, созданию эффективных систем мотивации работников хозяйств, которые бы позволили повысить интерес к отрасли, сохранить в ней и привлечь высококвалифицированные управленческие кадры для последующего развития агробизнеса.

— Актуальная задача сегодня — создать необходимые условия для развития агробизнеса на селе. В стране немало людей, в том числе и молодых, заинтересованных в этом. Надо сделать так, чтобы аграрный сектор стал привлекательным бизнесом для всех заинтересованных в нем, — подытожил министр.

  • Дата публикации: 16.10.2015
  • 1592