Успех и риски белорусского молочного рынка. Реальность и прогноз. Часть 1

Успех и риски белорусского молочного рынка. Реальность и прогноз. Часть 1
Более 90 процентов всех экспортных поставок молочной продукции Беларуси приходится на российский рынок. Столь активная работа на российском направлении обусловлена и экономически оправдана. Но столь узкая направленность экспорта таит в себе и значительные риски. Есть целый ряд объективных причин, которые могут привести к вытеснению белорусских молочных продуктов с рынка страны-соседки. Эту актуальную проблему исследует известный белорусский ученый, доктор биологических наук И. С. КЫССА. Он является  Национальным координатором ФАО в Беларуси в области управления генетическими ресурсами животных.


Молочная планета и Беларусь на ней


Сегодня молоко потребляют на планете примерно шесть из семи миллиардов человек. И мировой спрос на него возрастает ежегодно на 15 миллионов тонн.
Производство молока и продуктов на его основе постоянно увеличивается, однако темпы его роста не очень высоки – от одного до трех процентов в год. Причина тому –естественные ограничения сырьевой базы, экономические трудности, а также неблагоприятные погодные условия, отмечаемые в последние несколько лет во многих странах мира. 
По статистике Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2011 году произведено 724 миллиона тонн молока, обобщенных данных за 2012 год пока нет. По ведущим странам-производителям картина выглядит следующим образом: США – 84,1 млн. тонн, Индия – 42,9, Китай – 35,6, Россия – 31,9, Германия – 28,4, Бразилия – 26,9, Франция – 24,4, Новая Зеландия – 15,6, Великобритания – 14, Польша – 12, Турция – 11,2 млн.тонн. 
Беларусь пока не входит в число мировых лидеров, но стремительно приближается к ним. Еще пять-шесть лет назад на мировом рынке нашу страну практически не замечали, сейчас же расценивают как серьезного, быстро прогрессирующего игрока. По итогам 2012 года на Беларусь приходился 1 процент мирового производства молока (6,8 миллиона тонн, рост на 4,6 процента) и 8 процентов торговли молочными продуктами. На экспорт в пересчете на молоко было поставлено около 4 миллионов тонн разнообразной продукции. Выручка составила более двух миллиардов долларов США. Больший вклад в государственный бюджет внесли только нефтепродукты (12,5 млрд. долларов) и калийные удобрения (3,3 млрд. долларов). Если же оценивать такой показатель, как производство молочной продукции на душу населения, то Беларусь уступает только странам Океании -- 698 кг/чел. против 700 кг/чел.
Республиканская программа развития молочной отрасли на 2011–2015 годы предусматривает увеличение производства молока и молочных продуктов до 10 миллионов тонн, а экспортных поставок -- в 2,2 раза (на 2975 млн. долларов), том числе сыров – в 1,6 раза (650 млн. долларов), сухого обезжиренного молока – в 2,3 раза (430 млн. долларов), сухого цельного молока – в 3,3 раза (360 млн. долларов).
Более 90 процентов всех экспортных поставок приходится на российский рынок, остальная часть – на рынки Казахстана, Украины, других стран СНГ. В страны Евросоюза поставляются лишь отдельные продукты, например, 92 процента производимого в республике казеина.
Столь активная работа на российском направлении исторически обусловлена и экономически оправдана; после создания Единого экономического пространства интеграция будет лишь углубляться. Но однополярность экспорта таит в себе и значительные риски. Есть целый ряд объективных причин, которые могут привести к вытеснению белорусских молочных продуктов с рынка страны-соседки. 
Во-первых, в связи с выходом России в торговле молочными продуктами на более высокий ценовой тренд темпы роста потребления здесь заметно снизились. 
Во-вторых, успешно развивается национальная молочная отрасль. Принятая недавно программа развития АПК РФ предусматривает, что обеспеченность собственным молоком и молочными продуктами увеличится с 79 процентов в 2011 году до 90,2 процента к 2020 году. По мнению руководства компании EnterInvest, уже к 2016 году Россия сможет заместить 4 миллиона тонн белорусского молока.
В-третьих, после вступления России во Всемирную организацию торговли здесь стоит ожидать появления новых игроков, в первую очередь – крупных европейских компаний с известными брендами. 

Пойдем туда, пока не знаем куда


Задача диверсификации направлений экспорта молочной продукции, выхода на рынки стран дальнего зарубежья приобретает для Беларуси чрезвычайно актуальный характер. По информации министра сельского хозяйства и продовольствия Леонида Зайца, около одного миллиона тонн молочных продуктов планируется экспортировать в ЕС и такие страны, как Венесуэла, Иран, страны Африки. Но добиться этого крайне сложно. Ведь борьбу за «место под солнцем» придется вести с такими поставщиками мирового уровня, как Новая Зеландия -- крупнейшим экспортером сухого молока (30 процентов мировых поставок) и сыра (15 процентов). А конкурентных преимуществ в виде отсутствия пошлин, как в торговле с Россией, не будет. 
Руководство страны осознает масштаб возникающих проблем и наряду с техническим перевооружением отрасли, внедрением современных технологий настраивает производителей на переориентацию поставок с сырья на готовые молочные продукты. 8 ноября 2012 года Президент Беларуси Александр Лукашенко провел специальное совещание по проблемам развития молокоперерабатывающей отрасли. На нем были определены задачи на ближайшую перспективу. В их числе -- вывести Беларусь в мировые лидеры по производству сыра. Насколько она реальна?
Внутреннее потребление сыров составляет в настоящий момент около 2 килограммов на душу населения, что одновременно и хорошо, и плохо. Плохо – потому что для формирования полноценного, здорового рациона питания населения этого крайне недостаточно. Для сравнения: в Греции каждый житель потребляет 29 кг сыров, во Франции -- 25 кг, Финляндии – 16 кг, США – 15,5 кг, в соседних с нами Польше и Литве – соответственно по 12,5 кг и 12 кг. Хорошо – поскольку создает благоприятные предпосылки для дальнейшего развития этого сегмента молочной отрасли. В крупнейших молокопроизводящих странах на производство сыров идет от 35 до 50 процентов молока, у нас -- только около 30 процентов. 
В последние годы экспорт белорусских сыров в денежном выражении увеличивался в среднем на 50 процентов. Однако для того, чтобы стать одним из общепризнанных лидеров в производстве этого популярного продукта, нужно внести серьезные коррективы в их производство. Слишком большой разрыв между сырами среднего качества и средней цены и дорогими сырами высокого качества. Мировые лидеры по производству сыра в равной мере заботятся как о потребителях с низкими и средними доходами, так и о потребителях, которых не смущают цены, предлагая им сыры высочайшего качества. Коль уж мы вознамерились соперничать с ними на равных, альтернативы такой политике нет. Мы должны производить сыры для всех сегментов рынка, для потребителей с разными доходами. 
Резервы отечественной молочной отрасли -- прежде всего, в повышении качества сырья, в увеличении в нем содержания белка и жира. Ведь по этим показателям мы уступаем пока ведущим европейским производителям -- Финляндии, Швеции, Дании и другим государствам Евросоюза, а также Новой Зеландии, Австралии.
Есть у нас важное конкурентное преимущество. Поставляемые на экспорт молочные продукты в большинстве своем производятся из цельного молока, без добавок. Их отменный вкус оценили в России, других республиках бывшего Советского Союза. Высокое качество нашей молочной продукции отмечают и гости из дальнего зарубежья. Недавно в республиканском Центре информационных систем в животноводстве побывал представитель одной из западных компаний, являющихся законодателями моды в идентификации продуктов. Во время кофе-паузы он взял глазурованный сырок. С любопытством повертел его в руках, осторожно надкусил. Любопытство сменилось удивлением. Поинтересовался у директора центра Виталия Станкутя, можно ли посетить специализированный магазин, где продается аналогичная продукция. «Без проблем!, -- ответил хозяин и отвел гостя в обычный, ближайший супермаркет. 
По мнению специалистов Института мясомолочной промышленности Беларуси, чтобы повысить конкурентоспособность наших предприятий на внешних рынках, нужно не только технически перевооружить их, но и внести серьезные изменения в организационную структуру отрасли. Удивительно, но факт: наши молокозаводы по старинке сами производят и сами продают свою продукцию! Причем, действуют разрозненно, дублируя ассортимент, конкурируя друг с другом. Так не должно быть. За рубежом еще десятки лет назад осознали необходимость глубокой специализации в производстве молочных продуктов и создании товаропроводящих сетей. 

Перестраиваясь на марше


В структурной перестройке нуждаются как предприятия-производители, так и переработчики молока.
В настоящее время, по статистике, в Беларуси функционируют около пяти тысяч молочно-товарных ферм. На 1470 из них, где содержатся около 308--310 тысяч коров и производится свыше 22 процентов молока, применяется устаревшая, неэффективная и затратная технология, которая основана на привязном содержании скота с доением в переносные ведра на линейных доильных установках. В 2011--2015 годах планируется построить 875 новых и произвести реконструкцию 1360 действующих ферм. Численность дойного стада увеличится на 300 тысяч голов и составит 1,6 миллиона коров. Переоснащение 1,2 тысячи ферм планируется осуществить за счет собственных средств сельхозорганизаций.
Переработка молока и производство на его основе разнообразных продуктов производится в республике на 16 молочных комбинатах и их филиалах, 18 молочных заводах, 16 маслосырзаводах, 7 молококонсервных заводах, 9 сыродельных и 4 маслодельных комбинатах, 3 заводах по производству сухого обезжиренного молока, 3 фабриках мороженого и 37 иных предприятиях. Эти предприятия выглядят «карликами» в сравнении с мировыми гигантами. Такого количества переработчиков для нашей небольшой страны чрезмерно много, требуется  реформирование отрасли. 
Республиканская программа развития молочной отрасли на 2011–2015 годы нацеливает на укрупнение ферм, концентрацию и специализацию производства. Это позволит перейти к промышленной технологии, базирующейся на наиболее прогрессивной беспривязной боксовой системе содержания коров, биологически полноценном кормлении, использовании полнорационных кормовых смесей, новейших методов комплектования и воспроизводства стада, повышении генетического потенциала и продуктивности скота, на интенсивном использовании животных. Производительность труда на таких фермах должна повыситься в 5–8 раз. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В настоящее время на современные технологии производства молока в республике переведены 45 процентов молочных ферм. Вблизи областных центров и крупных промышленных городов наиболее перспективны молочные комплексы на 1000−1200 коров. В тоже время в республике строятся и комплексы на 2000−2100 коров. 
По поводу комплексов-гигантов некоторые специалисты высказывают сомнения, утверждая, что они проигрывают средним по размерам фермам в рентабельности, имеют худшие условия для воспроизводства. С этим можно согласиться лишь частично. Мне довелось побывать в различных штатах США. В штате Висконсин посетил комплексы, где содержатся по 5, 10, а в Калифорнии даже 40 тысяч коров. Искушенные в молочном производстве американцы не считают их нерентабельными. Поскольку такие масштабы для нас запредельны, назову другой пример. Ферма, где содержится 3 тысячи коров, имеет коровник в длину 150 метров, в ширину – 32 метра. От каждой коровы здесь получают в среднем по 14--15 тысяч литров молока. За сутки на этом комплексе производят более 100 тонн молока. Причем, молочный блок отсутствует. При внедренной здесь технологии, образно говоря, молоко перерабатывается в режиме «онлайн». На автоцистерны, которые выстраиваются в очередь у комплекса, оно попадает в момент дойки, охлаждается и сразу же отправляется на перерабатывающие предприятия.
Белорусское государство поддерживает сельхозпроизводителей всеми имеющимися у него средствами. Но и сами они должны активнее лоббировать свои интересы. За рубежом, в том числе в соседних с нами странах, производители молочной продукции давно уже объединены в организации, ассоциации, союзы. Это позволяет им более глубоко изучать проблемы, формировать единую позицию и защищать ее с общественной трибуны. 
Повышение степени влияния на конъюнктуру рынка невозможно и без объединения финансовых потоков, человеческих и информационных ресурсов отдельно взятых предприятий. В наилучшей мере этому способствует форма холдинга, представляющего собой совокупность юридических лиц, между которыми есть отношения собственности. Предполагается, что в ближайшее время холдинги появятся во всех шести областях. В перспективе на их базе может быть создана объединенная национальная молочная компания.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят


Успехи агропромышленного комплекса Беларуси, сумевшего за короткий срок выйти в число мировых лидеров по производству отдельных видов мясной и молочной продукции, в значительной мере обусловлены огромной государственной поддержкой, которая оказывалась и продолжает оказываться сельскому хозяйству. Одним из непременных условий вступления во Всемирную торговую организацию, вне которой у нас нет серьезных перспектив на рынках дальнего зарубежья, является отказ от субсидирования экономики. Выступая на совместном заседании двух палат Национального собрания, заместитель премьер-министра Михаил Русый подчеркнул, что государственные дотации в АПК будут с каждым годом уменьшаться. «На сегодня мы имеем 12,3 процента, «желтая корзина» – около 11 процентов. Работа по снижению ведется целенаправленно. Достигнуть 10-процентного объема господдержки АПК в 2015 году реально, а около 7-8 процентов будет составлять «желтая корзина» Беларуси», – считает он.
В лексике ВТО понятие «желтая корзина» означает меры, всячески искажающие рынок, то есть экспортные субсидии и заградительные тарифы, которые, если хочешь стать полноправным членом этой авторитетной организации, придется сокращать. 
На смену государственным дотациям должны придти зарубежные инвестиции. Интерес к реализации совместных проектов на белорусском рынке проявляют как крупные российские фирмы, так и западные компании с мировыми брендами, в частности, французская «Данон», финская «Галактика», голландская «Кампина». Европейский банк реконструкции и развития готов на первом этапе предоставить Беларуси транш в 25 миллионов евро для инвестирования в перерабатывающую отрасль. 

  • Дата публикации: 25.07.2013
  • 624

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться