Клопы спешат на помощь

Клопы спешат на помощь
Крупные пестицидные компании Syngenta, Monsanto и Bayer CropScience могут стать лидерами в секторе производства энтомофагов. В связи с постоянным ужесточением европейских и североамериканских требований к безопасности пестицидов Syngenta, штаб-квартира которой находится в Базеле (Швейцария), приступила к разведению и продажам клещей, пожирающих мух, а также ос и пчел, убивающих бабочек. Эти насекомые помогают бороться с вредителями сельхозкультур, не прибегая к химическим препаратам.
 
Укрепить позиции
 
Monsanto — крупнейший мировой разработчик генетически модифицированных (ГМ) агрокультур — занялась разработкой натуральных веществ, способных убивать сорняки, насекомых и даже вирусы растений. Но не спешите думать, что пестицидные компании, прислушавшись к увещеваниям экологов, закроют химические фабрики и прекратят продажи ГМ-семян. Syngenta и Monsanto делают на этих продуктах миллиарды долларов и вряд ли откажутся от них, пишет американский журнал Bloomberg Businessweek. Движение в сторону органического сельского хозяйства поможет лишь укрепить позиции их «плохих пестицидов».
Скоро мы увидим новые запатентованные продукты, в которых насекомые и природные штаммы бактерий будут работать рука об руку с тяжелой химической артиллерией, не перестающей сходить с конвейеров этих компаний. В итоге прибыли пестицидных гигантов вырастут еще больше.
 
Динамичный рынок
 
Сектор биологических средств защиты растений занимает лишь 3% мирового пестицидного рынка. В денежном выражении это 1,3 млрд долл. против 44 млрд долл. Но ежегодное расширение рынка биоагентов, по оценкам генерального директора Международной ассоциации производителей биологических средств борьбы с вредителями Давида Кери, составляет 10%. Это самый быстрорастущий сектор в отрасли производства средств защиты растений и посадочного материала.
Тут же наблюдаются и наиболее активные процессы слияния и поглощения компаний. Например, Bayer CropScience 6 июля 2012 г. приобрела за 425 млн долл. американскую фирму AgraQuest. Эта биотехнологическая компания, основанная доктором Памелой Марроне, занимается созданием инновационных биопродуктов.
 
Фабрики насекомых
 
В прошлом году Syngenta отдала под размножение энтомофагов производственные мощности на юге Португалии площадью 5 га. Еще четыре производственных центра в составе Bioline —подразделения компании в Великобритании, США, Голландии и Испании — приступили к разведению клопов хищнецов (Reduviidae). Как пояснил главный операционный директор Syngenta Джон Аткин, компания была вынуждена пойти на эти инвестиции в связи с тем, что европейское законодательство, касающееся пестицидов, становится «все более и более консервативным». По его словам, компания намерена сосредоточиться на биологических решениях, а также тех химических продуктах, которые должны гарантированно пройти через систему разрешительных органов ЕС.
Подразделение Bioline уже продает хищных ос в упаковках по 200 шт для борьбы с бабочками на клубнике, томатах и дыне. Самки этих ос откладывают яйца в тело гусениц, и появившиеся личинки съедают их изнутри. Также Bioline предлагает клещей Amblydromalus limonicus в упаковках по 10—20 тыс. шт. Эти энтомофаги уничтожают белокрылок и трипсов — вредителей огурцов и роз.
 
Первый блокбастер
 
Но самые большие прибыли на этом рынке можно получить от реализации комбинированных продуктов, которые объединяют биологические решения и химические пестициды. По словам Вильяма Данхема из компании по исследованию рынка биоагентов DunhamTrimmer (Мендам, США), некоторые опасные вредители сельхозкультур могут выработать устойчивость к химическим препаратам всего за одно поколение. Увеличить срок эффективного использования химии можно путем постоянной ротации с биологическими средствами. Кроме того, по мере истечения сроков действия патентов на пестициды компании могут получать на них новые патенты, создавая комплексные продукты, в которые будут добавлены штаммы бактерий, обитающих в естественной среде.
В 2011 г. Bayer CropScience уже представила на рынке первый комбинированный химико-биологический продукт. Он предназначен для обработки семян кукурузы, сои и хлопчатника против проволочника, совки-ипсилон и нематод. По подсчетам компании, использование этого средства позволило фермерам получить более высокие урожаи и увеличить прибыль от выращивания кукурузы на 62 долл/га, а сои — на 38 долл/га. «Это настоящий блокбастер», — говорит д-р Марроне, разрабатывающая три аналогичных продукта для борьбы с нематодами.
 
Происки экологов
 
Еще одной причиной, по которой Syngenta увеличивает инвестиции в биопестициды, стал рост затрат на получение разрешительных документов для использования химических препаратов в Европе. Во многом именно из-за этого в мае текущего года компания заключила договор с бельгийским производителем агрохимикатов Devgen на коммерциализацию его разработок в области биологических методов борьбы с вредителями.
Негативное отношение Европы к ГМ-культурам, устойчивым к вредителям или засухе, уже заставило компанию Syngenta перенести часть исследовательских ресурсов в США. Теперь противники ГМ-культур развязывают кампанию и против пестицидов, ссылаясь на данные об их негативном воздействии на живую природу.
Из-за угрозы для пчел с 1 июля 2012 г. во Франции запрещено использовать инсектицид на основе неоникотиноида тиаметоксама от компании Syngenta. Исследования подтвердили, что пчелы после воздействия этого препарата могут потерять ориентацию и не вернуться в улей. Однако г-н Аткин надеется, что другие страны не последуют примеру Франции и продолжат использование этого эффективного средства.
Дискуссии вокруг перспектив развития бизнеса, связанного с производством биологических средств защиты растений, продолжаются. А пока пестицидные компании постигают, как лучше использовать матушку-природу для защиты сельхозкультур и повышения прибылей.
 
Александр Никитин, Диана Насонова 
agroxxi.ru
  • Дата публикации: 11.12.2012
  • 1457