Стоит ли сомневаться в качестве белорусского мяса?

Стоит ли сомневаться в качестве белорусского мяса?
Сомнения в безопасности белорусской мясной продукции в последнее время появились не только у Россельхознадзора. Геном африканской чумы в ссобойках белорусов нашли также ветслужбы Литвы и Латвии. Эта новость вызвала шквал негодования в обсуждениях: "Белорусов кормят непонятно чем!" Мы выяснили, какую проверку проходит наше мясо, прежде чем попасть на прилавок, а также провели собственный эксперимент: под наблюдением оказалась белорусская, литовская, российская и сербская колбаса.

Для начала разберемся, что именно в последнее время находили в белорусской продукции:
– геном вируса АЧС;
– антибиотики;
– бактерии группы кишечной палочки, сальмонеллы, листерии.

Все эти исследования проводят в Белорусском государственном ветеринарном центре, куда мы и направились со своими образцами. К сожалению, в анализах на антибиотики и бактерии нам отказали, сославшись на занятость. Всю неделю специалисты центра плотно работали с россиянами, которые проводили в Беларуси собственное расследование. Процедура проверки на геном вируса АЧС занимает меньше всего времени – около 5 часов, эту экспертизу нам согласились показать.

“Мы работаем по стандартам Покрова и Мадрида”

Участниками эксперимента стали: 1) сыровяленая колбаса "Рояус" от Biovelа – Литва, 2) "Брауншвейгская престиж" от "Мясной державы" – Минский мясокомбинат, Беларусь, 3) "Брауншвейгская" от "Калининградского деликатеса" – Россия, 4) "Златиборац" – Сербия.

Напомним, Минский мясокомбинат, чью продукцию мы решили испытать, попал в черный список по версии Россельхознадзора. Все образцы были пронумерованы нами цифрами 1, 2, 3, 4 и к специалистам ветеринарного центра попали в режиме "инкогнито". Проследим за самим процессом проверки.

Пока нашей колбасой занимались умные приборы, начальник отдела вирусологии и культуры клеток Наталья Сай рассказала о специальной программе по предотвращению распространения вируса АЧС в Беларуси. По заранее согласованному графику специалисты проверяют свиноводческие комплексы, мясокомбинаты, личные подворья. Естественно, работает "выборка", то есть не все мясо проверяют на геном АЧС,  прежде чем отдать в производство. Тем не менее поводов для беспокойства быть не должно, считает эксперт по выявлению африканской чумы. В 2013 году в лаборатории обнаружили всего 3 положительных пробы – в одном случае исследовалось мясо диких кабанов, в остальных - мясо со свинофермы и с частного подворья. Текущий год не преподнес ни единого сюрприза. С импортным мясом – из Черногории, Болгарии, Канады – тоже было все чисто.
Помимо республиканского ветеринарного центра проверить мясо на геном АЧС могут специалисты из областных городов.

Бактериологические анализы белорусского мяса в ветеринарном центре получают также в абсолютном большинстве отрицательные. По словам специалистов, патогенные микроорганизмы в последнее время они обнаруживали только в импортном сырье. В белорусском, "если и было, то очень давно". Вопрос о найденных антибиотиках остался без ответа: "Мы отчитываемся об этом в министерство".

В Минсельхозпроде и Департаменте ветеринарного и продовольственного надзора нас также попросили дождаться официальных итогов расследования, которое проводят россияне. Результаты пообещали обнародовать 15 декабря. Ранее специалисты ведомства запланировали усилить контроль за сырьем для мясо-молочных предприятий. "И это не только ради того, чтобы мы не имели проблемы с экспортом, но в первую очередь ради того, чтобы у нас была здоровая нация", - отметил начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов.

Официальная версия: три уровня контроля и строжайшая отчетность

Угрожает ли что-то нашему здоровью сейчас? Мы попросили начальника Минской городской ветеринарной станции Тамару Степанькову описать,как устроена система проверки качества мяса и мясной продукции. Оказывается, идеальная схема и "без усиления контроля" крайне сложна и подразумевает множество нюансов в зависимости от того, куда и с какой целью поступает мясо. Если ее упростить, получаем три уровня контроля: прижизненная диагностика животных, ветеринарно-санитарная экспертиза сырья, которая подтверждает безопасность употребления мяса в пищу, и производственная проверка – сырья и готовой продукции.
Мы запросили информацию о результатах санитарно-эпидемиологического надзора за предприятиями за последний год в Минском городском центре гигиены и эпидемиологии. Специалисты центра сообщили, что эти субъекты "относятся к высокой группе риска", поэтому проверки проводятся на регулярной основе. В этом году на мясоперерабатывающих предприятиях претензии были главным образом к санитарно-техническому состоянию некоторых помещений. В торговле выявлялись нарушения правил маркировки продукции, условий ее хранения и реализации продуктов с истекшими сроками годности.

За последние годы случаи отравления мясной продукцией в Минске зарегистрированы не были.


Важно!


Для человека мясная продукция, в которой обнаружен геном АЧС, не представляет никакой опасности. Геном африканской чумы несет угрозу только с экономической точки зрения: распространение вируса грозит уменьшением поголовья свиней и сокращением продаж подозрительной продукции.

Антибиотики в мясной продукции, заверили нас специалисты, также не способны принести серьезного вреда, разве что – в виде небольшой аллергической реакции. Но для этого в организме животного должна накопиться большая концентрация лекарств, что маловероятно.

Региональный ветеринарный врач на условиях анонимности рассказала TUT.BY, что в лаборатории, где она работает, мясо исследуют только визуально или методом "проварки" (мясо переваривают, дробят и добавляют специальные реактивы). Так проводится ветсанэкспертиза – выносится вердикт, отдавать это мясо в продажу, пускать на колбасу или утилизировать. Проверка идет только на бактериальные болезни. Никаких сложных приборов у них в распоряжении нет. Возможностей исследовать мясо на антибиотики и чуму, соответственно, тоже.

Лишь в том случае, если есть какие-то сомнения ("увеличена селезенка, черные лимфоузлы"), тушу отправляют в минскую или областную лабораторию ("и то область только в последнее время начала проверять").

Если никаких клинических проявлений болезни нет, мясо идет напрямую потребителю, на мясокомбинат или в местный перерабатывающий цех. На мясокомбинатах, рассказывает специалист, проводятся дополнительные исследования, в перерабатывающем цеху – мясо сходу идет в работу, на колбасные изделия или консервы.
Проблемы с мясной продукцией, отмечает врач, в их лаборатории обнаруживают редко. Чаще всего это кишечная палочка, и то, из-за того, что кожу животному снимают в помещении, и "происходит обсеменение кишечной палочкой". Тем не менее методом проварки "все убивается", уверена специалист. "Там же определенная температура выдерживается. Даже если что-то проскочило, все уйдет".

Сама ветврач мясную продукцию в магазинах покупает редко, но не потому, что боится, а потому что "средств не хватает". Держит своего поросенка.
По словам работника одного из колхозов, который также попросил об анонимности, к проверке мяса на его ферме всегда относятся строго. Даже если в период уборочной или посевной режут теленка для собственных нужд (горячее питание в поле), всегда сначала отвозят тушу в лабораторию и только потом отправляют на разделку в столовую. Чего, по его словам, не скажешь о молоке: на какие только ухищрения  не идут лаборанты. Если молоко скисло, разводят его водой до нужной кислотности. Если низкая плотность, добавляют соль и т.д.

Когда собеседнику доводилось продавать на рынке выращенного дома поросенка, были случаи, когда специалистам ветслужбы он давал небольшую "взятку", но только чтобы раньше пройти в очереди. О случаях подделки ветдокументов он никогда не слышал.
____________________________________________________________________________________________________________

Что касается результатов нашего эксперимента. Как и ожидалось, генома АЧС в купленной нами колбасе не нашли. Все четыре пробы – отрицательные.

Источник
  • Дата публикации: 16.12.2014
  • 1767