Из тени по-зимнему обнаженной живой изгороди из сиреневых кустов неожиданно показалось с десяток темных комочков. Ковыляя и переваливаясь из стороны в сторону, они быстро скрылись в поземке. У комочков были клювы и куриные лапки.
А потом все комочки резко взмыли в воздух. Быстро махая крылышками, они пролетели около ста метров и опять попадали в снег. Я попытался потихоньку приблизиться к ним, но меры предосторожности оказались напрасными — вся компания куда-то запропастилась.
Этот зимний эпизод, запечатлевшийся в моей памяти, я увидел в деревне Пупаствере примерно полдюжины лет назад.
Лесник Койт Краав, который живет в тех краях более двадцати пяти лет, отмечает, что серая куропатка, которую Эстонское орнитологическое общество назвало нынче Птицей года, встречается все реже.
«В последний раз небольшая стая из шести птиц прилетала к нашей кормушке пару лет назад, — замечает Койт
Краав. — Прошлой зимой я ни одной не видел, этой зимой — тоже. Правда, прошлым летом я видел пару серых куропаток, разгуливающих за домом на покосе».
Серые куропатки встречаются все реже
По мнению Краава, пиковый период серых куропаток был примерно в 1995 году, когда зимой под окном своей кухни он видел до 21 особи разом.
Живущий на берегу реки Амме фотограф Ремо Сависаар, снимающий в основном природу, ведет зимнее наблюдение за серыми куропатками еще с 2005 года, когда он начал всерьез заниматься фотографией.
Во-первых, ему интересно угадывать и находить места, где обустраиваются эти птицы. Во-вторых, существует не так уж много видов пернатых, которых зимой в Эстонии можно встретить с той же долей вероятности, что и серых куропаток. А в-третьих, Сависаар просто считает серых куропаток очень милыми.
«Шесть-семь лет назад было совершенно обычным делом встретить группу серых куропаток из 30-40 особей, а теперь разом можно увидеть не больше пятнадцати птиц, — говорит Сависаар. — Картина значительно ухудшилась.
Когда я начинал, то всюду встречал и самих птиц, и оставленные ими следы. Теперь я знаю лишь некоторые места, где можно их увидеть».
Яанус Ауа, руководитель инициативной группы Эстонского орнитологического общества, которая выбрала Птицу года, отмечает, что систематическая перепись серых куропаток не проводилась у нас несколько десятилетий. Тем не менее, опираясь на общие данные, орнитологи предполагают, что менее чем за полвека их стало в пять раз меньше.
«В семидесятые годы считалось, что в Эстонии гнездится около 20 000 пар серых куропаток, а теперь — только 4000, даже меньше», — уточняет Яанус Ауа.
Как это обычно бывает в природе, на популяции серых куропаток сказывается, по словам Ауа, не какой-то один фактор. В первую очередь орнитолог называет пестициды, которыми опрыскиваются поля. Яды эффективно уничтожают насекомых, которые для птенцов серой куропатки, вылупляющихся в конце мая, являются единственной пищей несколько первых недель жизни. Кроме того, в результате государственной борьбы с бешенством в лесах расплодились и живут припеваючи лисы и енотовидные собаки — основные враги серых куропаток в природе. Не последнюю роль в сокращении популяции сыграли и суровые зимы, которые установились у нас в последние годы и из-за которых птицам трудно докапываться до травы и семян.
В 50-е, 60-е и 70-е годы прошлого века серая куропатка была в Эстонии популярной у охотников птицей. Как сейчас берегут кабанов, так тогда охотники возились с куропатками. Для них строили специальные навесы, под которыми рассыпали зерна и другой корм. По словам руководителя Тартуского охотничьего клуба Яака Волмера, в те времена по осени серых куропаток ловили, всю зиму откармливали, а весной опять выпускали на волю.
«Их также помещали, например, в старых сараях и на сеновалах, куда не могли пробраться хищники, — добавляет Волмер. — В 60-е и 70-е годы даже использовали специальные кормовые автоматы».
Согласно закону, серая куропатка и сейчас является охотничьей птицей, однако, по словам Волмера, на нее практически не ведется охота. В Тартумаа, по данным охотничьего клуба, в 2010 году было подстрелено восемь птиц, а осенью 2011 — всего четыре серые куропатки.
«В принципе это был просто тренинг для охотничьих собак», — поясняет Волмер.
По мнению Яануса Ауа, количество подстреленных куропаток настолько мало, что не имеет смысла говорить о влиянии охоты на популяцию. Но, тем не менее, он считает, что серую куропатку следовало бы вычеркнуть из перечня промысловых птиц — хотя бы в качестве символического жеста.
Вместо этого, как считает Яанус Ауа, нужно подумать о том, возможно ли ограничить использование защищающих полевые растения химикатов, и как это сделать.
Кроме того, как подчеркнул орнитолог, серая куропатка хоть и обитает в основном на открытом пространстве, ей непременно нужны укрытия — заросли кустов, живые изгороди, канавы и участки полей, которые не пашут и не косят, где растут сорняки и есть прошлогодняя трава.
«Мы могли бы перенять один из принципов биодинамического сельского хозяйства, согласно этому принципу, сельскохозяйственное поле не должно выглядеть как футбольное, — говорит Яанус Ауа. — От такого подхода выиграли бы и многие другие виды фауны, например, коростель и заяц-русак».
Он добавляет, что людям зачастую не нравятся заросшие поля, так как они производят неряшливое впечатление, однако именно они для серой куропатки являются идеальным убежищем и кормушкой, щедро усыпанной семенами сорняков.
В этом году Орнитологическому обществу уже трижды сообщали о серых куропатках, которых видели на пустырях окраинных районов Таллинна.
«Мы еще можем научиться и исправиться, чтобы не повторить ошибки Западной Европы», — считает Ауа.
Снимающий в основном природу фотограф Ремо Сависаар характеризует серую куропатку как очень осторожную и пугливую птицу. Чтобы подобраться к ней на необходимое для фотографирования расстояние, иногда приходится ползти не менее получаса.
«Однажды я уже был совсем близко, — вспоминает Сависаар один из интересных эпизодов фотоохоты. — Как вдруг серые куропатки взмыли вверх и пролетели прямо над моей головой примерно на расстоянии метра».
Фотограф, к тому времени научившийся незаметно подкрадываться к птицам, сразу не сообразил, в чем дело. Как ему самому казалось, он не сделал ни одного резкого движения и не издал ни одного звука, который мог бы напугать серых куропаток.
«И в следующее мгновение надо мной стрелой пролетел ястреб. Это было незабываемое впечатление!» — признает Ремо Сависаар.
agroxxi.ru
- Дата публикации: 18.01.2013
- 1867