Постановка зерноуборочных комбайнов на хранение — не только завершающий этап уборочной страды, но и первый шаг к началу нового уборочного сезона. В это время механизатору нужно более досконально осмотреть машину, выявить дефекты, которые остались незамеченными во время уборочной страды, и наметить мероприятия по их устранению. Здесь же следует составить список необходимых деталей и комплектующих, которые требуют замены.
Начинать подготовку к хранению необходимо с очистки зерноуборочного комбайна от соломы и половы, очистки камнеуловителя, удаления оставшегося в шнеках зерна (зернового, колосового, выгрузного). Для этого необходимо открыть крышки на элеваторах, полностью раскрыть жалюзи решет, подстелить брезент или любой другой материал и запустить комбайн на 3—5 минут с максимальными оборотами молотильного барабана и вентилятора очистки. При этом будет произведена «продувка комбайна».
Дальнейшая очистка проводится сжатым воздухом. Необходимо использовать средства индивидуальной защиты и отключить электропитание. Начинать очистку лучше с моторного отсека, зернового бункера и спускаться постепенно вниз комбайна. Повторять работу следует несколько раз. После каждой продувки нужно запускать молотилку на холостых оборотах примерно минуту. Полные обороты не нужны, чтобы пыль, которая была сдута воздухом, обратно не закрепилась на приводных шкивах за счет эффекта центрифугирования. Особое внимание необходимо уделить продувке скрытых полостей, мест за аккумуляторным отсеком и инструментальным ящиком. В электрическом шкафу проверить наличие пыли. При необходимости продуть все места, но не сильным потоком воздуха. Тщательная очистка способствует в дальнейшем лучшей очистке комбайна водой.
Следующим этапом постановки на хранение является мойка машины. Перед этим желательно обработать все электрические контакты спреем Loctite 7039. Главным свойством его является то, что он создает водоотталкивающую пленку и предотвращает окисление. После этого необходимо смазать комбайн через все пресс-масленки. Для того чтобы свежая смазка заполнила все полости подшипников качения и мест трения, следует запустить молотилку комбайна: пусть поработает на холостых оборотах одну-две минуты. Штоки гидроцилиндров обязательно смазать консистентной смазкой.
Моют технику в хозяйствах различными способами, но, как правило, подают воду под давлением. Его следует выбирать таким, чтобы предотвратить разрушение лакокрасочного покрытия. Для удаления масляных подтеков применяют специальные моющие жидкости, которые в зависимости от конструкции моечного аппарата могут подаваться во время мойки. В случае отсутствия такой возможности масляные пятна можно натереть кальцинированной содой, предварительно смочив их водой, а затем смыть.
Следует напомнить механизаторам дополнительные требования, которые предъявляются к консервации двигателей:
1. Тщательно очистить наружные поверхности двигателя.
2. Провести консервацию двигателя с учетом рекомендаций завода-изготовителя.
3. Заменять шланги охлаждающей жидкости и охлаждения надувочного воздуха каждые 2 года.
4. Проверить качество охлаждающей жидкости и при необходимости добавить антифриз.
5. Неметаллические воздушные шланги системы всасывания воздуха заменять новыми каждые 2 года.
6. Заменить сменный элемент воздушного фильтра.
7. Топливный бак полностью заправить дизельным топливом.
8. Аккумуляторную батарею снять и поставить на хранение.
Мыть двигатель следует в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. Двигатели DTA530E и DTA570E допускается очищать только сжатым воздухом или производить очистку паром, предварительно сняв блок электронного управления впрыском топлива (данную операцию может выполнять только специалист, имеющий допуск к этой работе). Во время мойки нужно стараться не допускать попадания воды на приводные цепи, ручьи приводных шкивов. В случае снятия боковых щитков с комбайна перед мойкой их нужно установить на место для предотвращения попадания влаги внутрь комбайна. Закончив мойку, дать машине просохнуть до полного испарения влаги. После этого следует вновь смазать все пресс-масленки. Если в первом случае эта операция проводилась для предохранения попадания влаги в места трения деталей, то повторная — с целью удаления смазки, на которую попала влага.
Необходимо снять цепи, смазать их отработанным маслом и положить на хранение. Обязательно нужно ослабить ремни. Зерноуборочный комбайн установить на подставки и снизить давление в шинах до 0,8 бар.
Во время хранения комбайна необходимо проверять: правильность установки остова на подставки и жатки на башмаки; комплектность; давление воздуха в шинах; надежность герметизации; состояние защитных устройств и антикоррозионных покрытий; уровень топлива в баке. Следует также выполнять все работы, предусмотренные правилами ухода за двигателем с учетом климатической обстановки.
Не реже одного раза в месяц нужно проверять надежность герметизации сборочных единиц, защищенных полиэтиленовыми пленками или чехлами, а также состояние неокрашенных поверхностей, покрытых консервационной смазкой. Состояние комбайна при хранении в закрытом помещении проверяется через каждые два месяца, при хранении под навесом — ежемесячно.
Александр КЛОЧКОВ, заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия», доктор технических наук, профессор;
Владимир ГУСАРОВ, инженер академии
"Белорусская нива"
- Дата публикации: 09.10.2012
- 7599