Интеграция производителей КамАЗа и МАЗа

Интеграция производителей КамАЗа и МАЗа
Еще один интеграционный проект России и Беларуси все больше обретает черты реальности. Принципы совместной работы российского КамАЗа и белорусского МАЗа в скором времени лягут для утверждения на столы руководителей союзных государств. Руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов и глава КамАЗа Сергей Когогин обнародовали основные параметры объединения двух крупнейших производителей грузовых автомобилей союзных государств. Из всех рассматриваемых вариантов слияния автогигантов стороны выбрали путь создания совместного предприятия (СП) «Росбелавто», в которое будут внесены 75% акций МАЗа и 49,9% акций КамАЗа.

Первоначально оно будет создано на паритетных началах, но через два года «Ростехнологии» смогут выкупить еще 25% акций СП и получить контроль над предприятием. «Поскольку КамАЗ объективно стоит дороже МАЗа, будет предусмотрен опцион на выкуп 25% акций «Росбелавто» «Ростехнологиями», – заявил гендиректор российского предприятия. В результате доля госкорпорации в холдинге возрастет до 75% и она получит контроль над МАЗом.
По словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, российская сторона провела новую оценку КамАЗа. Теперь 100% акций компании оцениваются в 2,5–2,6 млрд долларов, тогда как по итогам 2010 года КамАЗ был оценен в 1,6 млрд долларов.

По уверениям и российских и белорусских официальных лиц учредительные документы по объединению КамАЗа и МАЗа находятся в высокой степени готовности, хотя есть некоторые нюансы, которые еще необходимо утрясти. Данная конфигурация сделки выглядит оптимальной с позиции белорусской стороны, поскольку обеспечивает ей блокирующий пакет акций и возможность оказывать влияние на решения, принимаемые «Росбелавто», во всяком случае, на первом этапе, полагает генеральный директор City Express Алексей Кичатов.

Интеграция двух производителей, по мнению аналитика, выгодна обоим предприятиям, тем более на рынке грузовых автомобилей в последнее время наблюдается некоторая стагнация. «Для КамАЗа, конечно, объединение выгодно, прежде всего, появлением новой производственной площадки, в плане технологий и инноваций МАЗ для него не так интересен, тем более что камский завод имеет такого партнера, как «Даймлер», – отмечает он. – А вот белорусская компания как раз заинтересована в технологиях немцев. Пока очевидных рисков для российской компании в этой сделке не видно, тем более прямых финансовых затрат она пока не несет, поскольку речь идет об обмене акциями».

Это слияние больше нужно белорусской стороне, считает управляющий активами БК AForex Сергей Ковжаров. «Мощности МАЗа в несколько раз уступают КамАЗу, однако и у российской стороны есть основания настаивать на покупке. Интерес к белорусскому заводу проявляют китайцы, а россиянам такой конкурент, способный расширить мощности и удешевить производство комплектующих, не нужен», – подчеркнул специалист.

Конфигурация сделки очень выгодна для КамАЗа, полагает директор по управлению активами ИК «Трейд-Портал» Николай Солабуто: «Выигрывает в данном случае общая компания  – «Росбелавто». Продукция двух компаний конкурирует между собой на рынке и ее сегментирование повысит сбыт и увеличит прибыль».

По материалам издания «Эксперт»
  • Дата публикации: 03.09.2012
  • 751
  • Источник:
  • «Эксперт»