Правительство Китая подтвердило свое участие в строительстве железнодорожной магистрали «Китай-Кыргызстан-Узбекистан». Как сообщает Kginform со ссылкой на Сарпашева, технико-экономическое обоснование строительства этой железной дороги практически завершено. «Предварительная стоимость проекта достигла $4 млрд., - отметил кыргызский вице-премьер. - С такой суммой прямые инвестиции не справятся, поэтому необходимо найти дополнительные источники доходов».
Правительство КР на данный момент рассматривает два варианта финансирования строительства.
Первый вариант, это концессия: строительство - управление - передача. «Строительство магистрали будет полностью профинансировано КНР, после завершения работ они будут единолично использовать железную дорогу, и только через определенный срок передадут ее Кыргызстану», - разъяснил Сарпашев.
Второй вариант - строительство и эксплуатация на совместных условиях. Сейчас ведется поиск инвесторов, не исключено участие в проекте Европейского банка реконструкции и развития.
Инвестиционный проект по строительству железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан включен в перечень 40 национальных проектов Среднесрочной программы развития КР на 2012-2014 годы. Данная Программа была одобрена постановлением правительства КР еще в сентябре 2011 года.
17 апреля 2012 года подписан Меморандум о сотрудничестве между министерством транспорта и коммуникаций КР и китайской корпорацией по строительству дорог и мостов (CRBC), согласно которому корпорация обязалась в течение 1 года разработать полное технико-экономическое обоснование (ТЭО) по проекту строительства кыргызского участка железнодорожной магистрали.
Между тем, руководство Таджикистана заинтересовано в строительстве региональной железной дороги из китайского Кашгара через территории Кыргызстана, Таджикистана до афганского Герата, которая впоследствии была бы соединена с иранской железной дорогой. Узбекистан же добивался строительства дороги из Китая посредством своей территории.
Ранее, в январе этого года заместитель главы ГУП «Таджикская железная дорог» Усмон Каландаров на пресс-конференции в Душанбе заявил, что последнее слово в выборе маршрута региональной железной дороги Кашгар-Герат будет за Китаем.
«Все страны региона хотят, чтобы данная дорога пролегала через их территорию, в частности Таджикистан и Узбекистан. Однако, думаю, будет так, как решит Китай», - сказал Каландаров в понедельник на пресс-конференции в Душанбе, уточнив, что «это его личное мнение, а не официальный вывод ТЖД».
Напомним, правительство Ирана даже выделило Таджикистану безвозмездную помощь в размере $1 млн. для оценки возможностей строительства таджикской части железной дороги Иран - Афганистан - Таджикистан - Кыргызстан - Китай. Позднее, в 2010 году, Минтранс Таджикистана и иранская компания «Метро» подписали соответствующий документ, который ратифицирован нижней палатой таджикского парламента.
«ASIA-Plus»
- Дата публикации: 08.02.2013
- 600