Белорусский фермер — человек в самом расцвете сил

Белорусский фермер — человек в самом расцвете сил
В настоящее время в Беларуси насчитывается 2 149 фермерских хозяйств, которые практически равномерно рассредоточены по всем областям страны. Чуть больше (24 % от общего числа) их в Минской области. Старт фермерского движения выглядел оптимистично, новая форма хозяйствования казалась перспективной и вызывала живейший интерес. По итогам 1995 года было зарегистрировано почти 3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, однако в последующие годы появилась устойчивая тенденция к их ликвидации, сохраняющаяся и по сей день. Нетипичным оказался только 2009 год, в котором число К(Ф)Х увеличилось на 50 единиц. Правда, сами хозяйства при этом укрупнялись. Если в 1996 году одно среднестатистическое К(Ф)Х располагалось на 20 га земли, то в 2010-м — уже на 61 га. Интересно, что и этот процесс не был постоянным. Так, в 2005 году на одно К(Ф)Х приходилось 80,6 га земли, однако позднее возникла и ныне сохраняется тенденция к сокращению фермерских участков. Если же говорить не о среднестатистических, а о реальных хозяйствах, то 47 % из них располагает участками в 20—100 га.
Белорусский фермер — это человек в самом расцвете сил: 47 % глав хозяйств имеют возраст от 40 до 49 лет, по 21 % — от 30 до 39 и от 50 до 59 лет. В большинстве своем отечественные фермеры — люди образованные: 36 % из них закончили вузы, 43 % — колледжи или техникумы.
К сожалению, нет оснований говорить о том, что частник на селе смог найти какую-то свою, эксклюзивную нишу. Статистика свидетельствует, что около 80 % фермерских хозяйств специализируется на растениеводстве, причем 40 % выращивают зерновые и лишь 5 % занялись пока еще не столь популярным, но очень нужным для страны плодоводством. Почти 50 % посевных площадей фермеры засевают зерновыми и зернобобовыми, 12 % отводят под картофель и 9 % — под овощи.
Именно в овощеводстве доля фермеров растет из года в год. Так, если в 1996 году она составляла 0,6 %, то по итогам 2010-го уже 6,1 %. В то же время их вклад в отечественный хлебный каравай в последние годы находится на одном уровне — 1,2—1,4 % в общем объеме производства. Не велик и удельный вес единоличников в производстве молока (0,2 %), яиц (0,1 %), скота и птицы (0,5 %).
Животноводство у белорусских фермеров не в почете: 60 % хозяйств не держат крупный рогатый скот, 46 — свиней, 88 — лошадей. Плохо и с техническим обеспечением: у 36 % К(Ф)Х нет тракторов, а грузовых автомобилей — и вовсе у 64 %.
Частнику по остаточному принципу?
О причинах слабого развития частной инициативы в аграрном секторе существуют разные мнения. Сами фермеры утверждают, что государство ущемляет их интересы, отдавая приоритет крупнотоварным СПК. Если что и достается фермерам, то по остаточному принципу — и господдержка, и кредиты, и техника, и земля. Отсутствие крупнотоварности фермерского производства частники объясняют размерами вложений, несопоставимых с финансированием СПК, используя которое они тоже смогли бы укрупниться.
При этом и представители власти, и фермеры соглашаются с тем, что белорусское законодательство не ущемляет интересы аграриев-частников. Все фермерские хозяйства, для которых сельхозпроизводство является основным видом деятельности, могут рассчитывать на государственную поддержку. Согласно Закону «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к таковым относятся субъекты хозяйствования, у которых выручка от реализации продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 % от общей выручки. Они могут рассчитывать на поддержку при покупке техники и оборудования, их ремонте и техническом обслуживании, приобретении средств защиты растений и семян и в иных сферах наравне с другими сельхозпроизводителями. Например, в 2009 году на первичное обустройство фермерских хозяйств за счет средств республиканского бюджета было направлено 1,9 млрд руб., в 2010-м — 1,2 млрд. В планах 2011 года выделить на эти цели те же 1,2 млрд руб. Правда, по итогам восьми месяцев результат государственного участия был не велик — всего 325,4 млн руб.
— Эти объемы несопоставимы с теми, которые вкладываются в СПК, — сокрушаются фермеры.
— Вклад фермеров в сельскохозяйственный ВВП также далек от того, который вносят бывшие колхозы, — парируют представители власти.
По словам фермеров, ущемляются их интересы на местах, на стадии исполнения законодательных норм.
— На законодательном уровне сегодня все нормально. Не всегда, к сожалению, все срабатывает хорошо на практике. В первую очередь не соблюдается принцип равноправия фермерских хозяйств и крупных сельхозпредприятий в отношении господдержки, — считает председатель совета Брестской областной ассоциации фермеров Константин Воробей.
— Главное — четкое соблюдение действующего законодательства. Не всегда выделяют удобрения, часто возникают проблемы с кредитами на топливо, трудно решать вопросы с выделением земли, — солидарен с коллегой и председатель правления общественного объединения «Ассоциация фермеров Гомельской области» Михаил Байда.
— Законодательная база — удовлетворительная. Больше внимания нужно уделять поддержке вновь создаваемых фермерских хозяйств и, безусловно, реализации законодательства в плане господдержки для всех фермеров. Для этого нужно жестко определить персональную ответственность чиновников за решение этих вопросов, — призывает директор общественного объединения «Союз фермеров Могилевской области» Павел Латышкевич.
В то же время представители государства утверждают, что виноваты в сложившейся ситуации на местах, и сами фермеры, которые то ли не хотят, то ли не умеют лоббировать свои интересы.
Почему фермеры не могут создать мощное лобби?
Как ни странно, в Беларуси нет ни одной республиканской общественной организации фермеров, несмотря на то, что де-юре существует Белорусское общественное объединение фермеров. К сожалению, при подготовке данного материала найти его так и не удалось. Знающие люди утверждают, что в настоящий момент деятельность оно не осуществляет. Зато в каждой белорусской области есть свое общественное объединение фермеров. Как утверждают в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, периодически их представители со своими инициативами и обидами приходят на прием не только к специалистам, но и к руководителю отрасли. Во время одной из таких встреч министр Михаил Русый предложил частникам вести постоянный конструктивный диалог и вместе искать применение их инициативе. Началом этого диалога стало совещание с участием фермеров, которое прошло в январе 2011 года под руководством Михаила Русого. Министр согласился с тем, что потенциал К(Ф)Х в Беларуси не реализован. По мнению главы отрасли, фермерам не стоит настаивать на включении их хозяйств в крупные государственные проекты, которые им явно не под силу, а найти свои ниши, коих в АПК Беларуси предостаточно. От такого сотрудничества была бы польза и самим фермерам, и государству. Например, они могли бы взять на себя задачу обеспечения страны чесноком и луком, выращивать плоды и ягоды, предложить потребителю набирающую популярность эко-продукцию и т. п. По итогам встречи совместными усилиями было решено найти и другие точки пересечения интересов частников и государства.
Министр попросил фермеров только об одном — выбрать компетентного и достойного представителя, которому они доверяют, чтобы было с кем вести диалог. Со своей стороны министерство обеспечит возможность его участия в принятии важных для аграриев-частников вопросов.
В марте 2011 года областные ассоциации приняли решение о создании Белорусского союза фермеров, который призван защищать права и интересы своих членов «во взаимоотношениях с органами государственного управления». На Минскую областную ассоциацию фермеров во главе с ее председателем Николаем Силиным были возложены полномочия по созданию нового объединения. Однако минуло лето, на пороге осень, а Союз фермеров так и не создан.
— Союз в процессе создания. Разрабатываются нужные уставы, программы, — пояснил Николай Силин.
Правда, оптимизма и заверений в скором появлении сильного лоббиста частников-аграриев от него не последовало. По его словам, фермеров настораживает тот факт, что министерство уж очень активно поддерживает идею создания Союза.
— Я боюсь, что просто поставят нам какого-нибудь человека, который совершенно не будет интересоваться нашими вопросами, и все на этом закончится, — высказал свои соображения глава Минской областной ассоциации.
К тому же фермеры опасаются, что, увлекшись решением макроэкономических задач на республиканском уровне, Союз очень быстро оторвется от реальных нужд фермеров, в то время как областные ассоциации здесь, поблизости, в гуще проблем, и соответственно доверия к ним больше.
При этом руководители областных ассоциаций едины в том, что создание республиканского объединения фермеров — инициатива нужная и полезная.
— Если бы существовал Союз, который представлял бы нас, фермеров, в органах госуправления, это было бы полезно, — считает председатель совета Брестской областной ассоциации фермеров Константин Воробей.
— У наших фермеров очень большая потребность в республиканской фермерской организации, которая защищала бы наши интересы, отстаивала права, могла организовать информационное обеспечение, обучение, обмен опытом, — согласен с ним генеральный директор Гродненской областной ассоциации фермеров Владимир Ушкевич.
Однако сами руководители областных фермерских объединений причину ее отсутствия видят почему-то во внешних факторах.
— Мне кажется, что многое все-таки зависит от министерства, — полагает Константин Воробей.
— Не работает Союз потому, что нет надежного, хорошего человека, который бы этим занялся. Не нашли подходящей кандидатуры, — считает Владимир Ушкевич.
Специалисты министерства в свою очередь уверены, что это фермеры недостаточно инициативны.
— Создаваемый Союз — это общественная организация. Минсельхозпрод не вправе вмешиваться в действия общественных организаций, — пояснил заместитель начальника отдела внедрения новых форм хозяйствования Владимир Красовский. — Будет она создана или нет, зависит только от самих фермеров.
— Важно не только создать Союз, нужно его еще и содержать, следовательно, возникают дополнительные затраты на аренду офиса, зарплату бухгалтера, других специалистов и т. д. Думаю, в этом кроется одна из причин того, что он до сих пор не образован, — убежден заместитель начальника главного управления экономики Владимир Дивин. — Если фермеры действительно заинтересованы в создании собственного объединения, не нужно ждать чьей-то помощи, а браться за все самим.
В Европе все фермеры
Деление сельхозпроизводителей на «фермеров» и «нефермеров» в значении «частные» и «государственные» существует лишь на постсоветском пространстве. В Евросоюзе, США и других странах именно фермеры являются основными сельхозпроизводителями. Аграрная политика государства — это правила его взаимоотношений с фермерами.
Не прав тот, кто считает, что европейские или американские фермеры выращивают то, что хотят, и в том количестве, которое им по силам. Единая европейская аграрная политика четко оговаривает, сколько и чего может произвести тот или иной фермер. Опасаясь перепроизводства и снижения цен, единая Европа еще начиная с 90-х годов стала платить сельхозпроизводителям не за то, что они производят, а за то, что не производят: вывел из сельхозоборота земли — получил сумму на каждый гектар, избавился от коровы — и это тоже будет оплачено.
Есть, правда, культуры, производство которых, по мнению аграрного ведомства ЕС, следует увеличить. На разных этапах регулятор определяет конкретные приоритеты. Например, действующая программа развития аграрного сектора ЕС предусматривает меры, стимулирующие производство помидоров, малины, пивоваренного ячменя, травяных кормов. Принять участие в программе может любой фермер. Для этого ему нужно заполнить форму заявки, напоминающей простейший вариант бизнес-плана, в которой должны быть изложены все технические и финансовые возможности заявителя и его планы относительно объемов производства. На основании заявки принимается решение о выделении господдержки тому или иному фермеру. Как правило, речь о 100 %-ном финансировании не идет никогда, сельхозпроизводитель обязан вложить 40—50 или 60 % собственных средств в зависимости от проекта. Именно конкурсный подход к выбору участников проектов и ставит всех производителей в равные условия. Возможно, и белорусский АПК в процессе своего дальнейшего развития придет к конкурсному распределению государственной поддержки и равенству всех субъектов.

Светлана Жирова
Журнал “Белорусское сельское хозяйство”
  • Дата публикации: 02.08.2012
  • 2363