Энтузиазм фермеров сдерживают отсутствие законодательной базы, системы сертификации, а также низкий уровень культуры россиян в вопросах экологии и здоровья.
Продукты с репутацией
Развитие органического земледелия в странах Евросоюза было обусловлено экономическими и политическими факторами. С 1940-х годов в мире начали стремительно развиваться технологии интенсификации сельского хозяйства, то есть, по сути, шло превращение его в промышленное производство. Чтобы увеличить производительность, активно применялись химические удобрения, антибиотики, гормоны роста и т. д. Все это происходило на фоне многомиллионных дотаций сельхозпроизводителям, что привело к перепроизводству сельхозпродукции в странах ЕС. Однако в дело вмешалась ВТО, которая начала способствовать развитию фермерства и конкуренции частника с крупными агропромышленными комплексами.
В 1972 году была создана Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство (IFOAM), поставившая своей целью распространение информации и внедрение органического сельского хозяйства во всех странах мира. Уже в 1990-е годы зеленые движения и зеленая философия приобрели мировой масштаб, охрана окружающей среды и забота о здоровье своих граждан стали приоритетными направлениями государственной политики многих стран.
Стремление западных покупателей потреблять натуральный и качественный продукт стало своего рода культом. Возникла отрасль экономики, ориентированная на экологически чистые товары и экологические услуги. До 70% населения экономически развитых стран готовы платить за качество и экологическую безопасность, причем их не останавливает более высокая цена, чем на товары, произведенные без учета «экологических» требований.
Первыми в списке приоритетных товаров потребления у поклонников всего органического значатся экопродукты, при производстве которых были соблюдены все экологические стандарты. Экопродукты не должны содержать искусственных красителей, консервантов и усилителей вкуса, пищевых добавок, нитратов и пестицидов, генномодифицированных компонентов и гормонов роста, они должны быть упакованы в нетоксичную упаковку. К экопродуктам относятся не только овощи, фрукты и злаки, выращенные без применения химикатов, но также мясо и молоко, произведенные при условии, что животных не кормили антибиотиками и гормонами. Сегодня в мире существуют три основные системы стандартов органической продукции — EU Regulation, Codex Alimentarius Guidelines for Organicallyproduced food, IFOAM Basic Standards, на основе которых выдается сертификат, присваивающий тем или иным продуктам статус органических.
Как вы трактор назовете
Россия пока отстает от стран ЕС по объемам производства и продаж экопродуктов. По данным IFOAM, объем российского рынка экопродуктов составляет 60—80 млн долл., то есть примерно 0,1% от всех продуктов питания. «В основном это импорт, а главным поставщиком является Германия,— говорит Александр Коновалов, основатель объединения «Экокластер», владелец экофермы «Коновалово». «В нашем случае не спрос рождает предложение, а отсутствие предложения. Много видели магазинов с органикой? — рассуждает Андрей Казючиц, владелец и генеральный директор компании «Тульская нива».— Специализированных в Москве — один. При этом производство рентабельно, потребитель готов. Причина в том, что кто-то должен стать локомотивом предложения».
Однако потенциальные локомотивы — производители и ритейлеры — чаще всего не демонстрируют энтузиазма. Ведущий менеджер по развитию частной марки сети супермаркетов «Азбука вкуса» Юрий Зубов говорит, что «российской экопродукции, официально сертифицированной аккредитованными компаниями, пока настолько мало, что какие-либо оценки давать преждевременно».
По словам производителей, де-юре в России не существует ни органического сельского хозяйства, ни органических продуктов, поэтому их «не видят» ни министерства, ни ведомства. Нет даже единой терминологии. Сейчас работают только СанПН и множество систем добровольной сертификации экологически безопасных продуктов, но требования и критерии у них абсолютно разные. По словам ряда экспертов, некоторые системы сертификации оказываются аффилированы, например, с производителями семенного материала. То есть условия получения сертификата предполагают обязательную закупку семян у определенных производителей на определенную сумму.
Получается, что отрасль регулируется только самими участниками рынка. Например, объединение «Экокластер» занимается лоббированием интересов, решением общих задач, среди которых есть и создание единой системы сертификации. Но большинство экоферм пока не видят никакого смысла в добровольной сертификации продукции, так как нет ни одной адекватной, авторитетной и узнаваемой системы, а главное — отсутствие их на государственном уровне.
Дорогое «био»
Цены на российскую биопродукцию, как правило, выше, чем на аналогичные товары, не являющиеся «экологичными». Это, как уверяют фермеры, общемировая практика. В органическом сельском хозяйстве, в отличие от промышленного, урожайность и производительность в два-три раза ниже за счет того, что не используются технологии интенсификации и увеличения производства. При хранении и переработке органических продуктов не добавляются усилители вкуса, консерванты, эмульгаторы, стабилизаторы. Все это снижает сроки хранения и усложняет логистику. Кроме того, в экологическом сельском хозяйстве вся цепочка используемых технологий, весь жизненный цикл от поля до прилавка должен быть сертифицирован. «В такой ситуации экопроизводителям ничего не остается, как повышать цены на продукты»,— говорит Александр Коновалов. Кроме того, для реализации экопродукции требуется своя собственная система сбыта, отличающаяся от сложившейся системы продаж с длинной цепочкой посредников. Срок хранения большинства натуральных экопродуктов не превышает 36—48 часов. Процесс производства и переработки экопродуктов долгий, сложный, требующий больше ручного труда. На выходе такие продукты дороже обычных. Но если в Европе в среднем наценка на экопродукты составляет 10—30%, то в России — 50—100%.
В ЕС основными каналами сбыта экопродукции являются розничные сети. На втором месте по объему продаж — специализированные магазины, на третьем — поставка от производителей напрямую покупателям. В России экопродукты только начали приживаться в супермаркетах. Максимум, что могут позволить себе сети,— стенд или выкладку с пометкой «органик» или «био» на полках с обычной продукцией. Гораздо увереннее чувствуют себя небольшие компании, поставляющие продукты от мелких фермеров непосредственно заказчику или в свой маленький магазин. Так, например, кооператив LavkaLavka, начинавший с развоза экопродуктов разных фермерских хозяйств и экопроизводителей по адресам покупателей, теперь снабжает магазины и рестораны. Экоферма «Горчичная поляна» владельца магазинов женской одежды WoolStreet Александра Бродовского продвигает экотуризм, свое хозяйство, сбыт продукции через интернет. Пожалуй, самым крупным производителем сертифицированных по стандартам ЕС экопродуктов можно назвать корпорацию «Органик» другого бизнесмена — Николая Цветкова. Продукция пока сбывается в собственной сети из двух торговых точек «Био-Маркетов». Таких примеров немало, но это лишь отдельные проекты, больше похожие на клуб единомышленников, чем на отрасль. Как утверждают злопыхатели, органик-продукты — забава для креативного класса, жаждущего вести квазиевропейский образ жизни и скупающего задорого псевдоэкопродукты. Сами производители экотоваров продвигают свою продукцию в узком сегменте, а для большинства покупателей очень важны готовое комплексное решение, подтвержденное качество и узнаваемый бренд. А всего этого у большинства отечественных экопродуктов пока не наблюдается.
Одной из основных причин отставания в развитии органического сельского хозяйства эксперты и участники рынка называют низкий уровень культуры населения и отсутствие пропаганды здорового питания. Это приводит к подмене понятий в глазах потенциальных потребителей. «У нас нет законов, стандартов, системы контроля качества, нет даже единой общепринятой терминологии в органическом сельском хозяйстве. Это позволяет недобросовестным производителям писать на этикетках «био», «органик», «экологически безопасный» и т. д. без всякого на то основания,— говорит господин Коновалов.— Это вводит потребителей в заблуждение. Проблема слабого просвещения людей в вопросах здорового питания на госуровне тоже очень серьезна».
«Безусловно, недостаточная информированность потребителя тоже сказывается,— соглашается господин Зубов.— Плюс настороженность, сформированная маркетинговыми ходами многих производителей, маркирующих свою продукцию многочисленными «био»- и «эко»-этикетками. С другой стороны, такая активность производителя и есть некий показатель потребительского тренда. Здесь скорее сказывается невозможность в настоящее время сформировать достаточно широкое ассортиментное предложение по спектру биопродукции. Согласитесь, есть органическую курицу с гарниром из ГМО-картошки и зеленого горошка — это компромиссное решение».
Ольга Николаева, www.kommersant.ru
- Дата публикации: 28.06.2012
- 2150