О задачах белорусских аграриев на этот год и стратегии развития АПК
30.08.2023
Для любого производителя выпуск продукции, которая становится национальным брендом, является делом престижа и законной гордости. На беларуском рынке пищевых продуктов уже есть брендированная продукция. Далеко за пределами Беларуси известны наши молочные продукты с марками «Савушкин продукт», «Молочная страна», «Бабушкина крынка», рыбная продукция «Санта-Бремор», сладкие продукты «Спартак», «Коммунарка», «Слодыч». Но продукты XXI века — это функциональные продукты, производство которых набирает обороты на современном этапе развития индустриального общества. И в этой связи появление нового беларуского национального бренда представляется актуальной задачей.
Само слово «бренд» имеет истоки в древнескандинавском языке: «brandr» — огонь, жечь. Так называлось тавро, которым помечали своих животных владельцы скота.
В современном понимании бренд имеет двоякое толкование. С формальной, юридической стороны, бренд — это товарный знак, который обозначает производителя продукции и подлежит правовой защите. Но чаще всего слово «бренд» употребляется в другом смысловом значении, с точки зрения психологии потребителя, который вкладывает в это понятие свои ожидания и представления о продукте, опираясь на общеизвестную информацию о репутации компании-производителе, гарантирующей высокое качество товара.
Фактически, бренды существуют только в сознании потребителя, это так называемый «капитал в головах», но он означает возможность будущих значительных финансовых поступлений, которые может принести продукт-бренд производителю, если компания позаботилась о том, чтобы данный товар выгодно отличался от своих конкурентов. Для этого товар должен иметь целую совокупность характеристик: гарантированное качество, доступность для потребителя, широкую известность, иметь особые качества и пр. С этих позиций функциональные продукты как никакие другие товары могут претендовать на роль национальных беларуских брендов.
Основное достоинство функциональных пищевых продуктов — это их положительное влияние на здоровье. Согласно проведенных исследований потребительских предпочтений, за натуральные, экологически чистые продукты с доказанными положительными эффектами, влияющими на здоровье, потребители готовы платить больше и останавливать свой выбор именно на таких продуктах. Особое предпочтение потребители отдают «полезным вкусностям», которые могут составить хорошую альтернативу нездоровой пище и напиткам, например, низкокалорийные десерты, выпечка, полезные снэки, чипсы и т. д.
В развитии национального бренда функциональных пищевых продуктов инновационным технологиям принадлежит главенствующая роль. В каждой возрастной группе населения есть свои проблемы, связанные с питанием. Для детей раннего возраста важным является снижение уровня белка и молочного сахара при сохранении пищевой ценности продуктов молочной группы; использование гидролизатов белка; обогащение продуктов специфическими только для данной возрастной группы прои пребиотиками.
В возрасте старше 3–х лет и до окончания школьного периода важными являются здоровье костей и зубов, укрепление системы иммунитета, высокий энергетический потенциал пищи. Функциональные продукты для этой возрастной группы должны учитывать указанные особенности организма, а производителям нужно разрабатывать технологии обогащения продуктов массового потребления такими важными ингредиентами, как витамин Д, омега-3 и омега-6 жирные кислоты, фитостерины и др. Для зрелого и пожилого возраста важны продукты с низким содержанием холестерина, высокой биодоступностью кальция, обогащённые незаменимыми аминокислотами и комплексом витаминов.
Добиться производства продуктов, отвечающих запросам населения различных возрастных групп можно только при использовании новейших
технологий, которые позволят получать и сохранять полезные ингредиенты, предназначенные для обогащения пищевых продуктов. Это использование экструзионных крахмалов, микрокапсулирование жидких ингредиентов (омега-3, Q10, фитостерины, бета-глюкан), получение ингредиентов из переработанной сыворотки (альфа-лактальбумин, фосфолипиды, кальций сыворотки); новые технологии, позволяющие выращивать термостабильные культуры пробиотических микроорганизмов; низкотемпературные технологии консервирования молока и соков без изменения агрегационного состояния продуктов и др.
Развитие инновационных технологий позволит получить линейку функциональных пищевых продуктов, основным достоинством которых будет их соответствие самым высоким стандартам здорового питания, что и будет национальным брендом беларуской пищевой промышленности.
Элеонора Капитонова,
доктор медицинских наук.
РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук
Беларуси по продовольствию»
По материалам XI международной конференции «Инновационные технологии в пищевой промышленности».
г. Минск.
Новости компаний 15.04.2024
Тема дня 30.03.2024
Новости компаний 23.01.2024
Новости компаний 20.10.2022
Новости компаний 12.09.2022
Животноводство 06.09.2023
Животноводство 22.06.2023
Животноводство 18.11.2021
Животноводство 17.05.2021
Технологии 04.04.2019
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться