Прогноз погоды по Беларуси на 21-23 ноября
20.11.2024
Уже в 2016 году в Беларуси не останется ни одного колхоза – всем им предстоит преобразование в предприятия разных форм собственности. Причем реформа будет проведена в административном порядке. Каких-либо рыночных механизмов обозревателю БДГ обнаружить не удалось. «Переформатирование» колхозов станет главным элементом проводимой в стране аграрной реформы.
Легким движением руки колхоз превращается… превращается…
В последние месяцы власти Беларуси всерьез озаботились реформированием агропромышленного комплекса страны. 4 февраля по президентскому распоряжению была сформирована межведомственная рабочая группа для решения проблемных вопросов в агропромышленном комплексе, причем возглавил ее лично премьер-министр Михаил Мясникович. В состав рабочей группы вошли 26 человек: ученые, экономисты, чиновники, банкиры, руководители сельхозорганизаций.
Последние почти 20 лет белорусская сельскохозяйственная отрасль пребывала практически в законсервированном состоянии, а теперь глава страны решил реформировать ее в авральном порядке. Судите сами: рабочая группа была создана 4 февраля, а уже к 10 марта Александр Лукашенко ждал от нее конкретных предложений по решению проблемных вопросов в АПК, прежде всего по повышению прибыли и рентабельности сельхозпредприятий, снижению задолженности и неплатежеспособности хозяйств, улучшению кадрового обеспечения отрасли.
Но, похоже, эксперты справились с поставленной задачей и представили комплекс мер, которые, на их взгляд, позволят оздоровить ситуацию на селе. И 21 марта министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц на пресс-конференции анонсировал предстоящие реформы в АПК. Если говорить просто, эти реформы описываются несколькими документами разного масштаба.
Первый из них – это указ президента (пока существующий в виде проекта) «О некоторых вопросах колхозов». Согласно ему до конца 2016 года в Беларуси все колхозы будут директивным образом преобразованы в хозяйствующие общества или коммунальные унитарные предприятия, либо предприятия других форм собственности. По словам министра, сегодня в стране работают 347 колхозов. «Принятие такого документа вызвано тем, что сегодня уставы колхозов потеряли свою значимость и не соответствуют современным законодательным нормам. Они также входят в противоречие с Налоговым кодексом, – пояснил Леонид Заяц. – Принятие указа позволит конкретизировать отношения собственности, поскольку сегодня в колхозах отсутствует порядок перераспределения прибыли между членами коллектива после отчуждения предприятия как имущественного комплекса».
Указ упростит процедуру продажи сельхозпредприятий с целью привлечения инвестиций; также в нем предусмотрены равных условия оказания государственной поддержки. Собственно, главная задача указа – создать правовую нормативную базу для трансформирования колхозов в новые субъекты хозяйствования. Правда, непонятно, почему то же самое нельзя сделать в рамках закона, по нормальной процедуре принятого парламентом? Почему нужен именно президентский указ?
Указ + декрет
Но одним указом по преобразованию колхозов реформа белорусского «агропромаха», ясное дело, не ограничится. Основные положения этой реформы будут сформулированы в Директиве №5 «О мерах по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций и престижа работы в агропромышленном комплексе». По информации БелТА, эту директиву планируется принять до конца 2014 года.
Межведомственная рабочая группа подготовила целый пакет нормативно-правовых документов, предусматривающих, в частности, меры по повышению прибыли и рентабельности организаций сельского хозяйства, снижению задолженности и неплатежеспособности хозяйств, уменьшению себестоимости производства продукции, развитию племенного дела и семеноводства и им подобные.
Как заявил на уже упоминавшейся пресс-конференции министр сельского хозяйства Леонид Заяц, эти документы будут сведены в пять основных президентских указов, проекты которых уже разработаны. Эти указы касаются разных вопросов создания и деятельности холдингов, основных направлений государственной аграрной политики до 2020 года, мер по повышению эффективности работы организаций АПК, а также особенностей поставок сельхозпродукции для государственных нужд.
По словам министра, проекты указов уже подписаны премьер-министром и отправлены на рассмотрение главе государства. А президентская директива станет итоговым документом, венчающим работу межведомственной группы. «В ней будет изложена идеология, основа экономической реформы, которая закладывается в этих документах», – сказал Леонид Заяц. Судя по его словам, эта «аграрная идеология» сводится к тому, что АПК по-прежнему должен выполнять свою роль по обеспечению продовольственного рынка государства, реализуя на экспорт излишки аграрной продукции. Причем все это – в рамках четко установленного государством плана… Простите, прогнозных показателей.
Впрочем, разработчики программы реформирования белорусского АПК все же попытались внести в нее некоторые рыночные элементы. Такой инновацией должен стать на свободное ценообразование – считается, что эта мера обеспечит рост доходности сельхозпроизводителей. Замминистра сельского хозяйства и продовольствия Людмила Нижевич напомнила журналистам, что закупочные цены регулируются государством только в отношении продукции, поставляемой в счет госзаказа.
«Госзаказ сформирован только на продукцию растениеводства, поэтому мы уже подошли к тому, что цены на продукцию животноводства у нас свободные, – сказала замминистра. – Но есть еще определенные ограничения по отпускным ценам, которые формируются на перерабатывающих предприятиях, и в один момент повысить эти цены, конечно, невозможно». Поэтому теперь отпускные и закупочные цены будут повышаться в рамках согласованной агропромышленной политики стран Таможенного Союза – соответствующий план разработало Министерство экономики. «Предполагается, что к концу 2014 – началу 2015 года мы перейдем на свободные отпускные цены», – пояснила Нижевич.
Долги и господдержка
Еще две взаимосвязанные проблемы в реформировании белорусского АПК – долги сельхозпредприятий и государственная поддержка агропрома. Сегодня долговая нагрузка сельхозпредприятий составляет более 64 трлн рублей. Львиная ее доля образовалась в 2010-2013 годах на фоне модернизации отрасли и высоких процентных ставок по кредитам. При этом 25 трлн рублей – это долгосрочные кредиты (до 2053 года), они не давят на отрасль. А вот 5,5 трлн рублей – кредиты краткосрочные, и с этим долгом надо рассчитаться в ближайшее время.
На 1 января 2014 года в аграрном секторе имела задолженность 271 организация. За 2013 год количество убыточных сельхозорганизаций по сравнению с 2012 годом в Беларуси выросло в 5,1 раза, достигнув 6,8% от общего числа колхозов и совхозов.
Понятно, что реформа АПК невозможна без ликвидации или хотя бы реструктуризации этой задолженности. Конечно, сторонники нынешней модели устройства белорусского АПК предлагали эти долги просто списать и начать жизнь с чистого листа. Но правительство с этим не согласилось. «Вопрос списания долгов не должен стоять. Надо улучшать ситуацию экономическими механизмами», – заявил замминистра финансов Владислав Татаринович. По его мнению, для этого следует приблизить меры бюджетной поддержки агропрома к международной практике: начиная с бюджета 2015 года гармонизировать нормы господдержки в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.
При этом, по словам Татариновича, меры бюджетной поддержки АПК должны быть четко разделены на две составляющие. Первая – финансирование мероприятий, связанных с созданием базовых условий для ведения сельхозпроизводства (повышение плодородия почв, подготовка кадров, формирование необходимой инфраструктуры). Вторая – оказание бюджетной поддержки напрямую сельхозпроизводителям. Здесь уже предлагается применять механизмы субсидирования на единицу земельной площади, в привязке к результатам деятельности, на единицу реализованной продукции. В Минфине считают, что только такой механизм позволит повысить экономическую эффективность в сельском хозяйстве.
Однако, констатирует уже начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики Беларуси Роман Бродов, здесь возникают противоречия. Так, Беларусь настаивает на сохранении в Едином экономическом пространстве господдержки сельхозпроизводителей на уровне 10%. Однако на это не может пойти Россия, которую обязательства, принятые в рамках ВТО, заставляют «пересмотреть не только методику, но и номинальное значение оказания такой господдержки», сказал Бродов.
Денис Лавникевич,
//bdg.by
Новости компаний 27.03.2024
Новости компаний 24.12.2023
Новости компаний 15.12.2023
Новости компаний 22.08.2023
Новости компаний 25.05.2023
Растениеводство 13.11.2024
Животноводство 10.09.2024
Технологии 04.08.2024
Растениеводство 09.03.2023
Растениеводство 09.11.2022
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также