К 2016 году в Беларуси преобразуют все колхозы

К 2016 году в Беларуси преобразуют все колхозы

 


Уже в 2016 году в Беларуси не останется ни одного колхоза – всем им предстоит преобразование в предприятия разных форм собственности. Причем реформа будет проведена в административном порядке. Каких-либо рыночных механизмов обозревателю БДГ обнаружить не удалось. «Переформатирование» колхозов станет главным элементом проводимой в стране аграрной реформы.

Легким движением руки колхоз превращается… превращается…

В последние месяцы власти Беларуси всерьез озаботились реформированием агропромышленного комплекса страны. 4 февраля по президентскому распоряжению была сформирована межведомственная рабочая группа для решения проблемных вопросов в агропромышленном комплексе, причем возглавил ее лично премьер-министр Михаил Мясникович. В состав рабочей группы вошли 26 человек: ученые, экономисты, чиновники, банкиры, руководители сельхозорганизаций.

Последние почти 20 лет белорусская сельскохозяйственная отрасль пребывала практически в законсервированном состоянии, а теперь глава страны решил реформировать ее в авральном порядке. Судите сами: рабочая группа была создана 4 февраля, а уже к 10 марта Александр Лукашенко ждал от нее конкретных предложений по решению проблемных вопросов в АПК, прежде всего по повышению прибыли и рентабельности сельхозпредприятий, снижению задолженности и неплатежеспособности хозяйств, улучшению кадрового обеспечения отрасли.

Но, похоже, эксперты справились с поставленной задачей и представили комплекс мер, которые, на их взгляд, позволят оздоровить ситуацию на селе. И 21 марта министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц на пресс-конференции анонсировал предстоящие реформы в АПК. Если говорить просто, эти реформы описываются несколькими документами разного масштаба.

Первый из них – это указ президента (пока существующий в виде проекта) «О некоторых вопросах колхозов». Согласно ему до конца 2016 года в Беларуси все колхозы будут директивным образом преобразованы в хозяйствующие общества или коммунальные унитарные предприятия, либо предприятия других форм собственности. По словам министра, сегодня в стране работают 347 колхозов. «Принятие такого документа вызвано тем, что сегодня уставы колхозов потеряли свою значимость и не соответствуют современным законодательным нормам. Они также входят в противоречие с Налоговым кодексом, – пояснил Леонид Заяц. – Принятие указа позволит конкретизировать отношения собственности, поскольку сегодня в колхозах отсутствует порядок перераспределения прибыли между членами коллектива после отчуждения предприятия как имущественного комплекса».

Указ упростит процедуру продажи сельхозпредприятий с целью привлечения инвестиций; также в нем предусмотрены равных условия оказания государственной поддержки. Собственно, главная задача указа – создать правовую нормативную базу для трансформирования колхозов в новые субъекты хозяйствования. Правда, непонятно, почему то же самое нельзя сделать в рамках закона, по нормальной процедуре принятого парламентом? Почему нужен именно президентский указ? 

Указ + декрет

Но одним указом по преобразованию колхозов реформа белорусского «агропромаха», ясное дело, не ограничится. Основные положения этой реформы будут сформулированы в Директиве №5 «О мерах по повышению конкурентоспособности сельскохозяйственных организаций и престижа работы в агропромышленном комплексе». По информации БелТА, эту директиву планируется принять до конца 2014 года.

Межведомственная рабочая группа подготовила целый пакет нормативно-правовых документов, предусматривающих, в частности, меры по повышению прибыли и рентабельности организаций сельского хозяйства, снижению задолженности и неплатежеспособности хозяйств, уменьшению себестоимости производства продукции, развитию племенного дела и семеноводства и им подобные.

Как заявил на уже упоминавшейся пресс-конференции министр сельского хозяйства Леонид Заяц, эти документы будут сведены в пять основных президентских указов, проекты которых уже разработаны. Эти указы касаются разных вопросов создания и деятельности холдингов, основных направлений государственной аграрной политики до 2020 года, мер по повышению эффективности работы организаций АПК, а также особенностей поставок сельхозпродукции для государственных нужд.

По словам министра, проекты указов уже подписаны премьер-министром и отправлены на рассмотрение главе государства. А президентская директива станет итоговым документом, венчающим работу межведомственной группы. «В ней будет изложена идеология, основа экономической реформы, которая закладывается в этих документах», – сказал Леонид Заяц. Судя по его словам, эта «аграрная идеология» сводится к тому, что АПК по-прежнему должен выполнять свою роль по обеспечению продовольственного рынка государства, реализуя на экспорт излишки аграрной продукции. Причем все это – в рамках четко установленного государством плана… Простите, прогнозных показателей.

Впрочем, разработчики программы реформирования белорусского АПК все же попытались внести в нее некоторые рыночные элементы. Такой инновацией должен стать на свободное ценообразование – считается, что эта мера обеспечит рост доходности сельхозпроизводителей. Замминистра сельского хозяйства и продовольствия Людмила Нижевич напомнила журналистам, что закупочные цены регулируются государством только в отношении продукции, поставляемой в счет госзаказа. 

«Госзаказ сформирован только на продукцию растениеводства, поэтому мы уже подошли к тому, что цены на продукцию животноводства у нас свободные, – сказала замминистра. – Но есть еще определенные ограничения по отпускным ценам, которые формируются на перерабатывающих предприятиях, и в один момент повысить эти цены, конечно, невозможно». Поэтому теперь отпускные и закупочные цены будут повышаться в рамках согласованной агропромышленной политики стран Таможенного Союза – соответствующий план разработало Министерство экономики. «Предполагается, что к концу 2014 – началу 2015 года мы перейдем на свободные отпускные цены», – пояснила Нижевич. 

Долги и господдержка

Еще две взаимосвязанные проблемы в реформировании белорусского АПК – долги сельхозпредприятий и государственная поддержка агропрома. Сегодня долговая нагрузка сельхозпредприятий составляет более 64 трлн рублей. Львиная ее доля образовалась в 2010-2013 годах на фоне модернизации отрасли и высоких процентных ставок по кредитам. При этом 25 трлн рублей – это долгосрочные кредиты (до 2053 года), они не давят на отрасль. А вот 5,5 трлн рублей – кредиты краткосрочные, и с этим долгом надо рассчитаться в ближайшее время.

На 1 января 2014 года в аграрном секторе имела задолженность 271 организация. За 2013 год количество убыточных сельхозорганизаций по сравнению с 2012 годом в Беларуси выросло в 5,1 раза, достигнув 6,8% от общего числа колхозов и совхозов.

Понятно, что реформа АПК невозможна без ликвидации или хотя бы реструктуризации этой задолженности. Конечно, сторонники нынешней модели устройства белорусского АПК предлагали эти долги просто списать и начать жизнь с чистого листа. Но правительство с этим не согласилось. «Вопрос списания долгов не должен стоять. Надо улучшать ситуацию экономическими механизмами», – заявил замминистра финансов Владислав Татаринович. По его мнению, для этого следует приблизить меры бюджетной поддержки агропрома к международной практике: начиная с бюджета 2015 года гармонизировать нормы господдержки в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

При этом, по словам Татариновича, меры бюджетной поддержки АПК должны быть четко разделены на две составляющие. Первая – финансирование мероприятий, связанных с созданием базовых условий для ведения сельхозпроизводства (повышение плодородия почв, подготовка кадров, формирование необходимой инфраструктуры). Вторая – оказание бюджетной поддержки напрямую сельхозпроизводителям. Здесь уже предлагается применять механизмы субсидирования на единицу земельной площади, в привязке к результатам деятельности, на единицу реализованной продукции. В Минфине считают, что только такой механизм позволит повысить экономическую эффективность в сельском хозяйстве.

Однако, констатирует уже начальник главного управления внешней экономической политики Минэкономики Беларуси Роман Бродов, здесь возникают противоречия. Так, Беларусь настаивает на сохранении в Едином экономическом пространстве господдержки сельхозпроизводителей на уровне 10%. Однако на это не может пойти Россия, которую обязательства, принятые в рамках ВТО, заставляют «пересмотреть не только методику, но и номинальное значение оказания такой господдержки», сказал Бродов.

Денис Лавникевич,

//bdg.by

  • Дата публикации: 24.03.2014
  • 1516
  • Источник:
  • БЕЛТА

Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться