Санэпидслужба: "Добьемся того, что плохих товаров в торговле не будет"

Санэпидслужба: "Добьемся того, что плохих товаров в торговле не будет"
С 11 декабря по 13 января санитарно-гигиенические службы закрыли 1028 объектов торговли и общественного питания по всей Беларуси. Какие  конкретно это объекты, гигиенисты подробно не распространяются. Только в санэпидслужбе Минска Сообщили, что 30% закрытых магазинов в столице – из сетей "Евроопт", "Рублевский", "Соседи", "Белмаркет", "ДорОрс" и другие. Больше половины закрытых объектов уже возобновили работу.


"Лучше не светиться", – основной аргумент представителей ритейла. Тем не менее в бизнес-кругах возмущаются: закрывали объекты даже "за два пучка просроченной петрушки". TUT.BY поговорил с тремя затронутыми процессом сторонами – гигиенистами, представителями торговых объектов и покупателями – и узнал, как они относятся к приостановке деятельности магазинов.

Закрывали магазины не за любое нарушение. По крайней мере, по сообщениям гигиенистов, приостановление деятельности коснулось 20,3% проверенных магазинов, а нарушения санитарных норм и правил выявлены в 88,4% проинспектированных объектов.

"Закрытия магазинов – вынужденная мера, которая применяется только в том случае, когда люди не понимают, что они должны соблюдать законодательство",
– высказал точку зрения заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач Беларуси Игорь Гаевский во время онлайн-конференции, организованной на сайте БЕЛТА. По его словам, порой только крайняя мера заставляет владельцев объектов осознать ситуацию и следовать установленным требованиям.

16_zakrmag.jpg

"Наша задача заключается в том, чтобы в торговой сети и общепите не было опасных для здоровья граждан продуктов питания. Такие возможности у нас есть, мы обладаем достаточно большим потенциалом. Используя его, мы добьемся того, что через некоторое время плохих товаров в торговле не будет", – поясняет главный санитарный врач страны.

У представителей бизнес-сообщества на проблему своя точка зрения. По словам сопредседателя союза юридических лиц "Республиканская конфедерация предпринимательства" Виктора Маргелова, закрывают магазины за самые обычные нарушения – такие, за которые раньше давали всего 1-2 миллиона рублей штрафа.

Почему к объектам решили применять такую жесткую меру, собеседник не понимает. Ведь даже максимальные штрафы за несоблюдение санитарных норм объектами и то назначали редко. (Максимальный штраф за "просрочку" составляет до 200 базовых величин, сейчас это 36 миллионов рублей).

Закрывали магазины на разный срок: до 5 дней, на 10 дней и на две недели. Штрафами пополняется бюджет – это логично. Но кому выгодна приостановка деятельности торгового объекта?

"Выгоды ни для кого в этом я не вижу, – рассуждает собеседник. – При этом закрывают и государственные, и негосударственные магазины. Как кому повезло".

Немного поутихшие сегодня проверки коснулись и торговых объектов райпо. "Поэтому у меня нет внятных объяснений этому процессу. Возможно, есть установка закрыть и оштрафовать как можно больше магазинов".

11120.jpg

Больше всего представителей бизнеса возмущает, что, согласно указу № 567 закрыть торговый объект можно за любое нарушение санитарных правил. "Например, согласно требованиям санправил, каждое помещение в магазине нужно подписать, рассказывает Маргелов. Причем вывеска не должна быть просто печатным текстом на бумаге. Проверяющие требуют, чтобы она была в бумажной обертке или ламинированная. А если это не так – получается, претензию можно вынести даже за это.

Чтобы не быть голословным, Виктор Маргелов приводит пример: "Одно предприятие, которое я хорошо знаю, закрывали за два пучка просроченной петрушки зеленой, красивой. Но согласно сертификату, у зелени уже день как закончился срок годности".

Вопреки сформировавшемуся мнению, что "просрочка" страшная провинность, Маргелов уверен: пролежавшая 2-3 лишних часа в торговом зале булочка не сильно нарушает права потребителей, и безжалостно карать за нее не нужно.

TUT.BY попросил гигиенистов Минского районного центра гигиены прокомментировать претензии бизнес-сообщества.

"Конечно, каждый конкретный случай нужно разбирать индивидуально, но просто так никто магазин закрывать не будет. Скорее всего, нарушения в торговом объекте повторялись неоднократно в течение года, и, скорее всего, были грубейшими (влекли за собой потенциальную опасность). Это могла быть "просрочка", продажа товаров без документов, неправильное хранение, – пояснили нам. – Получается, что сегодня, к примеру, в торговом объекте обнаружили три грамма несвежей петрушки, а позавчера "просрочки" было 10 килограмм. У нас есть законодательство, которым мы и руководствуемся. Поверьте, для закрытия всегда есть основания".

Вместе с тем гигиенист, согласившийся прокомментировать ситуацию, не отрицает, что максимальные штрафы в 200 базовых назначали раньше действительно не часто.

Что касается, например, отсутствия вывески на помещении, то за такое нарушение объект получит только предписание. При этом специалист обратила внимание на то, что в надоевшем торговле указе № 567 объясняется: право приостанавливать работу магазина на срок до 90 дней дается "в целях усиления защиты прав потребителей, в том числе прав на надлежащее качество и безопасность приобретаемых товаров, обеспечения соблюдения законодательства о ценообразовании". Красивые таблички вряд ли усилят защиту прав покупателей.

Источник
  • Дата публикации: 21.01.2015
  • 1758