С 11 декабря по 13 января санитарно-гигиенические службы закрыли 1028 объектов торговли и общественного питания по всей Беларуси.
Какие конкретно это объекты, гигиенисты подробно не распространяются.
Только в санэпидслужбе Минска Сообщили, что 30% закрытых
магазинов в столице – из сетей "Евроопт", "Рублевский", "Соседи",
"Белмаркет", "ДорОрс" и другие. Больше половины закрытых объектов уже
возобновили работу.
"Лучше не светиться", – основной аргумент представителей
ритейла. Тем не менее в бизнес-кругах возмущаются: закрывали объекты
даже "за два пучка просроченной петрушки". TUT.BY поговорил с тремя
затронутыми процессом сторонами – гигиенистами, представителями торговых
объектов и покупателями – и узнал, как они относятся к приостановке
деятельности магазинов.
Закрывали магазины не за любое нарушение. По крайней мере, по сообщениям
гигиенистов, приостановление деятельности коснулось 20,3% проверенных
магазинов, а нарушения санитарных норм и правил выявлены в 88,4%
проинспектированных объектов.
"Закрытия магазинов –
вынужденная мера, которая применяется только в том случае, когда люди не
понимают, что они должны соблюдать законодательство", – высказал точку зрения заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач Беларуси Игорь Гаевский во время онлайн-конференции, организованной на сайте БЕЛТА. По
его словам, порой только крайняя мера заставляет владельцев объектов
осознать ситуацию и следовать установленным требованиям.
"Наша
задача заключается в том, чтобы в торговой сети и общепите не было
опасных для здоровья граждан продуктов питания. Такие возможности у нас
есть, мы обладаем достаточно большим потенциалом. Используя его, мы
добьемся того, что через некоторое время плохих товаров в торговле не
будет", – поясняет главный санитарный врач страны.
У представителей бизнес-сообщества на проблему своя точка зрения. По
словам сопредседателя союза юридических лиц "Республиканская
конфедерация предпринимательства" Виктора Маргелова, закрывают магазины за самые обычные нарушения – такие, за которые раньше давали всего 1-2 миллиона рублей штрафа.
Почему
к объектам решили применять такую жесткую меру, собеседник не понимает.
Ведь даже максимальные штрафы за несоблюдение санитарных норм объектами
и то назначали редко. (Максимальный штраф за "просрочку" составляет до
200 базовых величин, сейчас это 36 миллионов рублей).
Закрывали магазины на разный срок: до 5
дней, на 10 дней и на две недели. Штрафами пополняется бюджет – это
логично. Но кому выгодна приостановка деятельности торгового объекта?
"Выгоды ни для кого в этом я не вижу, – рассуждает собеседник. –
При этом закрывают и государственные, и негосударственные магазины. Как кому повезло".
Немного поутихшие сегодня проверки коснулись и торговых объектов райпо.
"Поэтому у меня нет внятных объяснений этому процессу. Возможно, есть
установка закрыть и оштрафовать как можно больше магазинов".
Больше всего представителей бизнеса возмущает, что, согласно указу № 567
закрыть торговый объект можно за любое нарушение санитарных правил.
"Например, согласно требованиям санправил, каждое помещение в магазине нужно подписать, – рассказывает Маргелов.
– Причем
вывеска не должна быть просто печатным текстом на бумаге. Проверяющие
требуют, чтобы она была в бумажной обертке или ламинированная. А если это не так – получается, претензию можно вынести даже за это.Чтобы не быть голословным, Виктор Маргелов приводит пример:
"Одно предприятие, которое я хорошо знаю, закрывали за два пучка просроченной петрушки – зеленой, красивой. Но согласно сертификату, у зелени уже день как закончился срок годности". Вопреки сформировавшемуся мнению, что "просрочка"
–
страшная провинность, Маргелов уверен: пролежавшая 2-3 лишних часа в
торговом зале булочка не сильно нарушает права потребителей, и
безжалостно карать за нее не нужно.
TUT.BY попросил гигиенистов Минского районного центра гигиены прокомментировать претензии бизнес-сообщества.
"Конечно, каждый конкретный случай нужно разбирать индивидуально, но просто так никто магазин закрывать не будет. Скорее
всего, нарушения в торговом объекте повторялись неоднократно в течение
года, и, скорее всего, были грубейшими (влекли за собой потенциальную
опасность). Это могла быть "просрочка", продажа товаров без документов, неправильное хранение, – пояснили нам. – Получается, что сегодня, к примеру, в торговом объекте обнаружили три
грамма несвежей петрушки, а позавчера "просрочки" было 10 килограмм. У
нас есть законодательство, которым мы и руководствуемся. Поверьте, для
закрытия всегда есть основания".
Вместе с тем гигиенист,
согласившийся прокомментировать ситуацию, не отрицает, что максимальные
штрафы в 200 базовых назначали раньше действительно не часто.
Что
касается, например, отсутствия вывески на помещении, то за такое
нарушение объект получит только предписание. При этом специалист
обратила внимание на то, что в надоевшем торговле указе № 567
объясняется: право приостанавливать работу магазина на срок до 90 дней
дается "в целях усиления защиты прав потребителей, в том числе прав на
надлежащее качество и безопасность приобретаемых товаров, обеспечения соблюдения законодательства о ценообразовании". Красивые таблички вряд ли усилят защиту прав покупателей.
Источник