Парадный мундир для картошки

Парадный мундир для картошки

В нынешнем году «второй хлеб» радует сельхозпредприятия своей урожайностью — 240–245 ц/га, которая выше прошлогодней на 25–30 ц/га. Немалый вклад в богатый урожай внесли и белорусские ученые. О потенциале селекционной работы, системе семеноводства и текущих проблемах картофелеводов рассуждает заместитель генерального директора по научной работе РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству» кандидат сельскохозяйственных наук Иван Колядко.

Залог будущего урожая

— Иван Иванович, в начале года планировалось, что картофеля будет убрано не менее 1,5 млн т. Сбываются ли прогнозы?

— Действительно, в соответствии с Государственной комплексной программой развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства в 2011–2015 годах плановый показатель производства картофеля в сельхозорганизациях и крестьянско-фермерских хозяйствах на 2012 год равнялся 1 520 000 т. Следует ожидать, что в нынешнем году эта отметка будет достигнута.
Пока убрано только 75 % (по состоянию на 8 октября), показатель урожайности значительно выше прошлогоднего (215 ц/га) и составляет 245 ц/га. Главное сегодня — окончить уборку, не допустить подмораживания клубней в поле.

— Наверняка росту урожайности картофеля поспособствовала и научная работа с сортами?

— В республиканском госреестре в 2012 году числятся 103 сорта картофеля, из которых 40 — белорусской селекции. По данным многолетнего государственного испытания белорусских и зарубежных (немецких, голландских, польских и др.) сортов наши ничем не уступают продукции ведущих иностранных селекционных компаний по урожайности и другим показателям. В то же время белорусские сорта значительно превосходят иностранные по устойчивости к фитофторозу, адаптации к климатическим условиям и уровню ведения хозяйства. Им требуется меньше химической обработки от фитофтороза, да и вкусовые качества у них значительно лучше. Поэтому стабильно уже на протяжении 20 лет иностранные сорта занимают около 20 % в структуре посевных площадей, а белорусские — 80 %.

В последнее время мы, сотрудники центра, часто бываем в России, Украине и замечаем, что интерес к отечественным сортам повышается. Из-за высокого содержания крахмала (до 26 %) в Европе признан наш сорт «здабытак» (в СЕ под названием «магнат»), который с 2008 года внесен в реестр стран Евросоюза.

— Так, значит, белорусские сорта постепенно вытесняют зарубежные?

— В центральном и северо-западном регионах России, где производятся основные объемы картофеля, и на Украине климатические условия сходны с нашими. В настоящее время производителей этих стран, да во многом и белорусские сельхозпредприятия, не устраивает качество семенного материала, поставляемого зарубежными компаниями. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы значительно повысить качество наших семян, поскольку они являются залогом будущего урожая. К тому же качество семенного материала во многом будет определять рынок семян. Это общемировая практика, и ее надо придерживаться.

Сага о крахмале

— Вы предлагаете достаточно большой перечень сортов картофеля практически для любого потребителя и вида обработки. Особая гордость центра — технические сорта с высоким содержанием крахмала, по которым Беларусь занимает лидирующие позиции в мире. А какова востребованность данных сортов на родине, совершенна ли технология их переработки?

— В нашем центре (ранее — Институт картофелеводства) выведением сортов картофеля с высоким содержанием крахмала, пригодных для производства спирта и крахмала, мы занимаемся уже более 60 лет. Поскольку спирт из картофеля сейчас практически не производят, для производителей крахмала важен уровень его содержания в клубнях, сбор крахмала с гектара, величина крахмальных зерен, а в отдельных случаях и содержание в нем амилозы и амилопектина, последний из которых определяет вязкость крахмала. Содержание крахмала в наших сортах «здабытак», «максимум» и «выток», включенных в госреестр, в отдельные годы достигает 26–27 %.

Важный показатель — сбор крахмала с гектара. На Западе оптимистический уровень — 15 т/га. Все наши сорта с высоким содержанием крахмала могут вполне обеспечить этот сбор. Так, содержание крахмала в картофеле сорта «здабытак» («магнат») на испытаниях в Швеции даже превышало 30 %, чему способствовали специфические условия вегетационного периода северной страны.

Для крахмальной отрасли важна также технология выращивания картофеля. Если, например, в хозяйстве внесут много азота, то крахмалистость снизится на 3–4 %. Тем не менее, сорт более чем на 50 % определяет уровень содержания крахмала в сырье.

За рубежом базовая крахмалистость сырья для переработки на крахмал должна быть не ниже 18 %. В противном случае предприятиям приходится затрачивать больше времени и энергии, в результате переработки дополнительного сырья увеличивается износ оборудования, а это экономически невыгодно. Если же крахмалистость выше базовой, то за каждый «лишний» процент производитель картофеля получает доплату. И там никто не будет перерабатывать отходы с содержанием крахмала 10–12 %.

В Беларуси показатель базовой крахмалистости — 15 %, а фактически получается 11–13 %. Крахмалоперерабатывающие предприятия почти не закупают сырье с содержанием крахмала выше базисного. Хозяйствам выгоднее продать товарный картофель, а нетоварную (мелкую, подгнившую, подмороженную) фракцию сдать на переработку. В Беларуси 40 лет безрезультатно пытались создать сырьевые зоны для крахмальных заводов (в предыдущей программе выделили 80 сельхозпредприятий, которые должны были сдавать картофель на переработку). Проблема в том, что хозяйства не хотят сдавать продукцию себе в убыток, по ценам ниже себестоимости, а она сегодня на уровне около 700 руб. за килограмм. Так, Рогозинский крахмальный завод закупает сырье у населения по 470, а у предприятий по 440 руб./кг. Поэтому и попадает на завод не товарный картофель, покупатель на который находится за границей, а всевозможные отходы. Одно из решений проблемы — заключение договоров (контрактов), экономически выгодных и производителям, и переработчикам, либо создание собственного производства сырья, что и делается в настоящее время в РУП «Толочинский консервный завод» Толочинского района, ОАО «Отечество» Пружанского района, ОАО «Новая Друть» Белыничского района, ОАО «Машпищепрод» Пуховичского района.

Сегодня на стадии утверждения находится программа Союзного государства «Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура на 2012–2015 годы». В одном из мероприятий программы участвуют ГНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт крахмалопродуктов» и РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию», которые совместно разрабатывают мобильную безотходную (картофельный жмых будет высушиваться и отправляться на корм скоту) линию с мощностью переработки картофеля на крахмал 25 т в сутки. Линия разрабатывается для крупнотоварных хозяйств, чтобы они могли без лишних транспортных и иных затрат утилизировать свои отходы.

Реальные два миллиона тонн

— Каков сегодня спрос на картофель? Насколько оправдано для государства увеличение посевных площадей под этой культурой?

— В последние годы в Беларуси производится от 7,5 до 8 млн т картофеля. Из них около 90 % — в частном секторе, соответственно только 10–12 % — в крупнотоварных и крестьянско-фермерских хозяйствах.

Прогнозируемая тенденция — старение сельского населения и, как следствие, снижение производства картофеля в индивидуальном секторе. К тому же, как отмечают специалисты, при увеличении благосостояния людей потребление «второго хлеба», как правило, снижается, особенно в свежем виде. В связи с этим мы должны производить в общественном секторе и крестьянско-фермерских хозяйствах около 2 млн т. Эта цифра вполне реальна и полностью покрывает внутриреспубликанские потребности и цели экспорта.

Картофеля должно быть достаточно и для семенных целей, переработки, обеспечения городского населения. Сама переработка должна стать более совершенной и технологичной, направленной на реализацию качественного конечного продукта.

Поскольку внешним рынком востребованы белорусские семена, всевозможные картофелепродукты, обычный столовый картофель в свежем виде и т. п., необходимо обратить внимание на государственное обеспечение экспорта, создание продуктово-картофельной компании или иных структур, логистических центров. Республике должен быть выгоден экспорт картофеля.

Скрытый потенциал сортов

— Скажите, пожалуйста, какова рентабельность картофеля в настоящее время?

— Если хозяйство работает стабильно и имеет урожайность хотя бы на уровне 300 ц/га, то средняя рентабельность составляет 30–40 %, а в отдельные годы и выше. Почему-то на картофеле наши хозяйства хотят получить рентабельность свыше 100 %, однако они забывают, что для достижения такого показателя нужна хорошая урожайность, высокое качество продукции и наличие рынков сбыта.

— Интересно, какова же максимальная урожайность картофеля в мире, в Беларуси?

— Максимальная урожайность на испытательных участках достигала 1 300 ц/га. В отдельных крупнотоварных сельхозорганизациях республики (СПК «Гигант» Бобруйского района, СПК «Агро-Мотоль» Ивановского района) урожайность в разные годы на отдельных сортах доходила до 600–700 ц/га. В РУП «Толочинский консервный завод» Толочинского района в 2011 году средняя урожайность на площади 620 га составила 526 ц/га.

Сегодня потенциал сортов у нас примерно 700–800 ц/га, а то и выше. В целом же по республике он реализуется на уровне 30–40 %, а это уже издержки технологии.

— Насколько велика потребность республики в семенах?

— В настоящее время нам удалось с девяти до семи лет сократить схему семеноводства картофеля, согласно которой объем производства оригинальных семян составляет 3,5 тыс. т. В свою очередь элитхозы должны произвести 50 тыс. т элиты картофеля, из которых 10–15 % будет реализовано населению.

— Иван Иванович, а в каких областях Беларуси предпочтительнее выращивать картофель?

— Собственно говоря, картофель — это такая культура, которая возделывается по всему земному шару, на всех континентах, в том числе и в Африке. Тем не менее, с точки зрения климата, рельефа, контурности полей существуют определенные рекомендации. Так, Брестская, Гомельская и юг Могилевской области сосредоточены на производстве раннего картофеля, для его поставки на внутренний и внешний рынки. Больше всего картофеля производят Минская, Гомельская и Брестская области, далее идут Могилевская и Гродненская, меньше всего занимаются им в Витебской области. Изменения климата также вносят свои коррективы как в технологии, так и в области его производства.

— Какие сорта вы продаете населению? Что пользуется наибольшим спросом?

— У населения и организаций пользуются спросом сорта более скороспелые, способные накопить урожай до часто возникающих у нас периодических засух или массового распространения фитофтороза. Более позднеспелые мы рекомендуем для специального использования — на крахмал или на отдельные продукты переработки.

Из ранних наиболее востребованными сегодня являются сорта «лилея» (сочетает раннеспелость с достаточно высокой устойчивостью к фитофторозу), «уладар» (устойчивость к парше обыкновенной). Сейчас сортоиспытание проходят ранний сорт «зорачка» и красноклубневый среднеранний сорт «манифест». Среди среднеранних, средних сортов очень хорошие показатели у «бриза». Сейчас в производстве находятся также сорта «фальварак», «дина», «архидея», у каждого из которых есть свои достоинства и недостатки. Особую популярность в Беларуси завоевал сорт «скарб»: он очень хорошо хранится, устойчив к парше обыкновенной и в последние годы стабильно занимает в республике 28–30 % площадей под картофелем.

«Болезненный» барьер

— Каким образом мы обмениваемся сортами с зарубежными странами? Способны ли мы уберечь свои культуры от заморских болезней? Какие белорусские сорта востребованы за границей?

— Евросоюз приобретает у нас не клубни, а пробирочные растения, которые около двух лет наблюдают в карантинных лабораториях и только потом дают разрешение на их размножение. К нам же, в Беларусь, завозится все, что угодно. Поэтому количество и уровень болезней картофеля значительно возросли. Иными словами, карантинные барьеры у нас и на Западе совершенно разные.
Наш основной семенной рынок — российский. Там районировано 26 белорусских сортов, 16 из которых защищено патентами, 7 сортов находятся на госиспытании. Ежегодно мы проводим в Костроме День белорусского поля в России. Костромской научно-исследовательский институт сельского хозяйства является нашим представителем в мероприятиях по госсортоиспытаниям и распространению наших сортов в регионах России.

В целом, интерес к белорусскому картофелю достаточно высок. В 2012 году мы поставили семенной картофель в Башкирию, а также Вологодскую, Костромскую, Нижегородскую, Тверскую, Владимирскую, Ивановскую, Смоленскую, Брянскую и другие области России.

— В Беларуси создана и успешно действует централизованная сеть выращивания картофеля. В каких направлениях она будет совершенствоваться?

— Необходимо заниматься селекцией, т. е. новыми и перспективными сортами, и стремиться получать качественные семена на всех этапах семеноводства и высокотоварный продовольственный картофель во всех категориях хозяйств. Также нужно обеспечить качественными семенами население. Для данной категории в нашем ассортименте имеется 80 % нематодоустойчивых и достаточное количество фитофтороустойчивых сортов.

Еще в 80-е годы минувшего столетия в республике был определен порог продовольственной безопасности производства картофеля — 6,5–7,0 млн т и оптимистический уровень — 9 млн т. На сегодня наше производство приближено к оптимистическому уровню.

Светлана Девяткова

Журнал "Белорусское сельское хозяйство"

  • Дата публикации: 11.11.2012
  • 3118
resourcesrecommended reading50 off promo codevisit our websitebest replica watchelf bar bc5000 kaufenhow to clean clear phone casetelefoonhoesjes met pasjeshouder