Экспортный вектор аграрного сектора Беларуси

	 Экспортный вектор аграрного сектора Беларуси

После распада Советского Союза странам, входящим в его состав, представилась уникальная возможность – самим определить дальнейшие направления развития аграрного сектора. В отличие от стран-соседей, где было разрушено большинство коллективных хозяйств, Бела­русь, провозгласив приоритетами обеспечение продовольственной безопасности страны и социальную направленность экономики, выбрала курс с уклоном на развитие крупных сельскохозяйственных предприятий.
Это позволило определить наилучшие параметры ведения сельскохозяйственного произ­водства – структуру посевных площадей, основные виды выращиваемых культур, размеры молочно-товарных ферм и откормочных комплексов, численность маши­нно-тракторного парка, которая позволяет осуществлять все виды сельхозработ в оптимальные агротехнические сроки.



Путь развития и роста

С 1996 года развитие агропромышленного комплекса республики осуществлялось в соответствии с пятилетними государственными программами.


Основной задачей первой программы, реализованной в 1996–2000 годах, было сохранение и дальнейшее развитие потенциала аграрной отрасли для обеспечения продовольственной безопасности государства.

На очередном этапе развития (2001–2005 годы) ставилась задача укрепить аграрную экономику, технически и технологически переоснастить перерабатывающую промышленность, нарастить экспортный потенциал, реформировать организационную структуру АПК на основе горизонтальной и вертикальной кооперации, внедрить рыночные механизмы хозяйствования.

Следующий этап развития аграрного сектора экономики Беларуси связан с реализацией Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы. Ее принципиальные отличия заключаются в четкой направленности на возрождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечение условий для устойчивого ведения сельскохозяйст­венного производства, повышение доходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации на селе, обеспечение эффективного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов.

Стратегические задачи дальнейшего развития агропромышленного комплекса определены Государственной программой устойчивого развития села на 2011–2015 годы, в основу которой положено 18 государственных, отраслевых и региональных программ развития агропромышленного комплекса.

Главная ее особенность – обеспечение устойчивости социально-экономического развития села и улучшение его демографической ситуации на основе повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса, развития предпринимательской инициативы, обеспечения сбалансированности внутреннего продовольственного рынка, наращивания экспортного потенциала, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них, привлечения и рационального использования инвестиций.

Реализация программ позволила не только сохранить уровень производства, имеющийся в БССР до распада СССР, но и превысить его по отдельным позициям.

В сравнении с 1990 годом по итогам 2011 года в республике произведено более 8,4 млн. тонн зерна (плюс 1,4 млн. тонн к уровню 1990 года), более 4,5 млн. тонн сахарной свеклы (плюс 3 млн. тонн), 2 млн. тонн овощей (плюс 1,2 млн. тонн), более 7,7 млн. тонн картофеля, более 46 тыс. тонн льноволокна, а также 1,5 млн. тонн мяса скота и птицы. Экспорт продовольственных товаров в 2011 году превысил 4 млрд. долларов США. Сельскохозяйственные организации обеспечили прибыльную работу.

Таким образом, в отличие от других стран с переходной экономикой, взвешенная политика белорусского государства в развитии агропромышленного комплекса позволила возродить белорусское село и за счет интенсивных факторов при существенном сокращении материальных и трудовых ресурсов обеспечить в 2011 году темп роста производства валовой продукции 118,2% к 1990 году.

Достижение положительных результатов в развитии белорусского АПК базируется на:

государственной собственности на землю, которая для сельхозпроизводителей передается на арендной основе;

приоритете развития крупного товарного производства;

равноправии субъектов АПК всех форм собственности;

основе специализации сельскохо­зяйст­венного производства (в животноводстве молочное и мясное скотоводство, в растениеводстве приоритет имеет производство зерна, сахарной свеклы, картофеля, овощей и кормов);

активной кооперации и агропромышленной интеграции субъектов АПК;

государственном регулировании, направленном на создание правовых, экономических и организационных условий хозяйствования;

государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей – льготировании кредитов, поддержке целевых программам, компенсации затрат на преодоление последствий радиоактивного загрязнения земель, техническом и технологическом перевооружении, поддержке науки и инновационной деятельности, организации профессиональной подготовки кадров, поддержке развития социальной инфраструктуры и комплексного развития сельской местности;

формировании условий для жизнеобеспечения сельского населения, создании условий для повышения привлекательности сельского труда и образа жизни, приближения их к аналогичным показателям городского населения.



Экспортные ориентиры


География экспорта белорусской сельскохозяйственной продукции довольна обширна. Только организации Минсельхозпрода в 2011 году осуществляли поставки в 48 стран мира. Крупнейшими импортерами белорусской продукции являются Россия, Казахстан, Украина, Венесуэла, Азербайджан, Германия, Польша, Китай.

Вместе с тем Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером организаций агропромышленного комплекса: за первый квартал 2012 года удельный вес России в экспорте сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Беларуси составил почти 83,7 %, что все же на 0,8 процентного пунк­та ниже, чем за аналогичный период 2011 года.

В 2011 году начаты поставки в страны дальнего зарубежья (в том числе в Индию, Китай, Сингапур, Тайвань) сухой молочной сыворотки (более 800 тонн). Были продолжены поставки сухого цельного молока в Венесуэлу (9,4 тыс. тонн), имеется контракт на поставку этого вида продукции в 2012 году. Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос экспорта в Венесуэлу животного масла. Организации хлебопродуктов в 2011 году начали поставки в Израиль пшеничной и пшенично-ржаной муки, крупы, смесей для теста для изготовления хлебобулочных изделий. В текущем году ожидается дальнейший рост как объемов, так и номенклатуры поставок.

Национальной программой развития экспорта Беларуси на 2011–2015 годы организациям Минсельхозпрода поручено в 2012 году обеспечить положительное сальдо внешней торговли в размере 1755 млн. долларов, темпы роста экспорта – 111 % к уровню 2011 года.

По итогам работы за первый квартал 2012 года организации Минсельхозпрода эти показатели уверенно выполняют. На экспорт поставлено товаров на 673,2 млн. долларов, что составляет 112,9 % к уровню января – марта 2011 года.

Преобладающими в товарной структуре экспорта организаций Минсельхозпрода являются следующие позиции: молоко­продукты (54,2 %), мясо и мясопродукты (36,9 %), казеин (1,8 %), яйцо (1,9 %).

За указанный период увеличились отгрузки в натуральном выражении говядины (на 9,1 %), мяса птицы (в 1,6 раза), колбасных изделий (в 2 раза), готовых и консервированных изделий из мяса (на 59 %), животного масла (в 2,9 раза), сухого цельного молока (на 26,2 %), творога (на 9,8 %).

В первом квартале 2012 года импорт по организациям Минсельхозпрода сложился в сумме 227,3 млн. долларов, что составляет 68,3 % к уровню января – марта 2011 года.

В целом за три месяца текущего года внешнеторговое сальдо по Минсельхозпроду (система) сложилось положительным в размере 445,9 млн. долларов и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 182,7 млн. долларов.



ЕЭП открывает новые возможности



В рамках формирования ЕЭП Беларуси, Казахстана и России

9 декабря 2010 года было подписано Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, которое предусматривает установление единых правил осуществления господдержки производителей сельскохозяйственных товаров на территории Единого экономического пространства.

Одной из целей соглашения является обеспечение согласованности позиций государств – членов Таможенного союза, а с 1 января 2012 года – ЕЭП, при присоединении к Всемирной торговой организации.

Разрешенный объем под­держки сельского хозяйства установлен в размере 10 % валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров. Для Беларуси устанавливается переходный период, в течение которого страна должна снижать разрешенный объем поддержки сельского хозяйства с 16 % в 2011 году по одному процентному пункту в год до 2015 года и до 10 % в 2016 году.

Такая договоренность будет способствовать постепенному снижению государственной поддержки сельскому хозяйству в Беларуси. C учетом требований соглашения в Государственной программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы определены основные направления совершенст­вования господдержки сельского хозяйства.

В целях эффективного обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Феде­ра­ция учредили Евразийскую экономическую комиссию, основной задачей которой является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.

В сферу деятельности ЕЭК входят в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, другие аспекты.

Урегулирование вопросов, связанных с государственной под­держкой сельского хозяйства, благоприятно скажется на экспорте сельскохозяйственной продукции в страны ЕЭП.

Отсутствие ввозных таможенных пошлин во взаимной торговле способствует увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что подтверждается растущим товарооборотом между тремя странами.

Проводимая единая для трех стран политика в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм нацелена на обеспечение предсказуемости и стабильности наших поставок на рынки партнеров, позволяет снижать риски возникновения «торговых войн».

Осуществление единого и согласованного внешнеторгового регулирования в отношениях с третьими странами гарантирует защиту интересов производителей Беларуси на рынках России и Казахстана.

Михаил РУСЫЙ,
Заместитель
Премьер-министра
Республики Беларусь

Журнал "Экономика Беларуси" №2, 2012 год
  • Дата публикации: 27.07.2012
  • 2314