Куда заведет аграриев усиление госрегулирования отрасли
20.12.2021
После распада Советского Союза странам, входящим в его состав, представилась уникальная возможность – самим определить дальнейшие направления развития аграрного сектора. В отличие от стран-соседей, где было разрушено большинство коллективных хозяйств, Беларусь, провозгласив приоритетами обеспечение продовольственной безопасности страны и социальную направленность экономики, выбрала курс с уклоном на развитие крупных сельскохозяйственных предприятий.
Это позволило определить наилучшие параметры ведения сельскохозяйственного производства – структуру посевных площадей, основные виды выращиваемых культур, размеры молочно-товарных ферм и откормочных комплексов, численность машинно-тракторного парка, которая позволяет осуществлять все виды сельхозработ в оптимальные агротехнические сроки.
Путь развития и роста
С 1996 года развитие агропромышленного комплекса республики осуществлялось в соответствии с пятилетними государственными программами.
Основной задачей первой программы, реализованной в 1996–2000 годах, было сохранение и дальнейшее развитие потенциала аграрной отрасли для обеспечения продовольственной безопасности государства.
На очередном этапе развития (2001–2005 годы) ставилась задача укрепить аграрную экономику, технически и технологически переоснастить перерабатывающую промышленность, нарастить экспортный потенциал, реформировать организационную структуру АПК на основе горизонтальной и вертикальной кооперации, внедрить рыночные механизмы хозяйствования.
Следующий этап развития аграрного сектора экономики Беларуси связан с реализацией Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы. Ее принципиальные отличия заключаются в четкой направленности на возрождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечение условий для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства, повышение доходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации на селе, обеспечение эффективного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов.
Стратегические задачи дальнейшего развития агропромышленного комплекса определены Государственной программой устойчивого развития села на 2011–2015 годы, в основу которой положено 18 государственных, отраслевых и региональных программ развития агропромышленного комплекса.
Главная ее особенность – обеспечение устойчивости социально-экономического развития села и улучшение его демографической ситуации на основе повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса, развития предпринимательской инициативы, обеспечения сбалансированности внутреннего продовольственного рынка, наращивания экспортного потенциала, повышения доходов сельского населения, уровня социально-бытового и инженерного обустройства сельских населенных пунктов, сохранения и оздоровления экологии в них, привлечения и рационального использования инвестиций.
Реализация программ позволила не только сохранить уровень производства, имеющийся в БССР до распада СССР, но и превысить его по отдельным позициям.
В сравнении с 1990 годом по итогам 2011 года в республике произведено более 8,4 млн. тонн зерна (плюс 1,4 млн. тонн к уровню 1990 года), более 4,5 млн. тонн сахарной свеклы (плюс 3 млн. тонн), 2 млн. тонн овощей (плюс 1,2 млн. тонн), более 7,7 млн. тонн картофеля, более 46 тыс. тонн льноволокна, а также 1,5 млн. тонн мяса скота и птицы. Экспорт продовольственных товаров в 2011 году превысил 4 млрд. долларов США. Сельскохозяйственные организации обеспечили прибыльную работу.
Таким образом, в отличие от других стран с переходной экономикой, взвешенная политика белорусского государства в развитии агропромышленного комплекса позволила возродить белорусское село и за счет интенсивных факторов при существенном сокращении материальных и трудовых ресурсов обеспечить в 2011 году темп роста производства валовой продукции 118,2% к 1990 году.
Достижение положительных результатов в развитии белорусского АПК базируется на:
государственной собственности на землю, которая для сельхозпроизводителей передается на арендной основе;
приоритете развития крупного товарного производства;
равноправии субъектов АПК всех форм собственности;
основе специализации сельскохозяйственного производства (в животноводстве молочное и мясное скотоводство, в растениеводстве приоритет имеет производство зерна, сахарной свеклы, картофеля, овощей и кормов);
активной кооперации и агропромышленной интеграции субъектов АПК;
государственном регулировании, направленном на создание правовых, экономических и организационных условий хозяйствования;
государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей – льготировании кредитов, поддержке целевых программам, компенсации затрат на преодоление последствий радиоактивного загрязнения земель, техническом и технологическом перевооружении, поддержке науки и инновационной деятельности, организации профессиональной подготовки кадров, поддержке развития социальной инфраструктуры и комплексного развития сельской местности;
формировании условий для жизнеобеспечения сельского населения, создании условий для повышения привлекательности сельского труда и образа жизни, приближения их к аналогичным показателям городского населения.
Экспортные ориентиры
География экспорта белорусской сельскохозяйственной продукции довольна обширна. Только организации Минсельхозпрода в 2011 году осуществляли поставки в 48 стран мира. Крупнейшими импортерами белорусской продукции являются Россия, Казахстан, Украина, Венесуэла, Азербайджан, Германия, Польша, Китай.
Вместе с тем Российская Федерация является основным внешнеторговым партнером организаций агропромышленного комплекса: за первый квартал 2012 года удельный вес России в экспорте сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Беларуси составил почти 83,7 %, что все же на 0,8 процентного пункта ниже, чем за аналогичный период 2011 года.
В 2011 году начаты поставки в страны дальнего зарубежья (в том числе в Индию, Китай, Сингапур, Тайвань) сухой молочной сыворотки (более 800 тонн). Были продолжены поставки сухого цельного молока в Венесуэлу (9,4 тыс. тонн), имеется контракт на поставку этого вида продукции в 2012 году. Кроме того, в настоящее время прорабатывается вопрос экспорта в Венесуэлу животного масла. Организации хлебопродуктов в 2011 году начали поставки в Израиль пшеничной и пшенично-ржаной муки, крупы, смесей для теста для изготовления хлебобулочных изделий. В текущем году ожидается дальнейший рост как объемов, так и номенклатуры поставок.
Национальной программой развития экспорта Беларуси на 2011–2015 годы организациям Минсельхозпрода поручено в 2012 году обеспечить положительное сальдо внешней торговли в размере 1755 млн. долларов, темпы роста экспорта – 111 % к уровню 2011 года.
По итогам работы за первый квартал 2012 года организации Минсельхозпрода эти показатели уверенно выполняют. На экспорт поставлено товаров на 673,2 млн. долларов, что составляет 112,9 % к уровню января – марта 2011 года.
Преобладающими в товарной структуре экспорта организаций Минсельхозпрода являются следующие позиции: молокопродукты (54,2 %), мясо и мясопродукты (36,9 %), казеин (1,8 %), яйцо (1,9 %).
За указанный период увеличились отгрузки в натуральном выражении говядины (на 9,1 %), мяса птицы (в 1,6 раза), колбасных изделий (в 2 раза), готовых и консервированных изделий из мяса (на 59 %), животного масла (в 2,9 раза), сухого цельного молока (на 26,2 %), творога (на 9,8 %).
В первом квартале 2012 года импорт по организациям Минсельхозпрода сложился в сумме 227,3 млн. долларов, что составляет 68,3 % к уровню января – марта 2011 года.
В целом за три месяца текущего года внешнеторговое сальдо по Минсельхозпроду (система) сложилось положительным в размере 445,9 млн. долларов и увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 182,7 млн. долларов.
ЕЭП открывает новые возможности
В рамках формирования ЕЭП Беларуси, Казахстана и России
9 декабря 2010 года было подписано Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, которое предусматривает установление единых правил осуществления господдержки производителей сельскохозяйственных товаров на территории Единого экономического пространства.
Одной из целей соглашения является обеспечение согласованности позиций государств – членов Таможенного союза, а с 1 января 2012 года – ЕЭП, при присоединении к Всемирной торговой организации.
Разрешенный объем поддержки сельского хозяйства установлен в размере 10 % валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров. Для Беларуси устанавливается переходный период, в течение которого страна должна снижать разрешенный объем поддержки сельского хозяйства с 16 % в 2011 году по одному процентному пункту в год до 2015 года и до 10 % в 2016 году.
Такая договоренность будет способствовать постепенному снижению государственной поддержки сельскому хозяйству в Беларуси. C учетом требований соглашения в Государственной программе устойчивого развития села на 2011–2015 годы определены основные направления совершенствования господдержки сельского хозяйства.
В целях эффективного обеспечения функционирования и развития Таможенного союза и ЕЭП Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация учредили Евразийскую экономическую комиссию, основной задачей которой является обеспечение условий функционирования и развития ТС и ЕЭП, а также выработка предложений в сфере экономической интеграции в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
В сферу деятельности ЕЭК входят в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, техническое регулирование, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры, другие аспекты.
Урегулирование вопросов, связанных с государственной поддержкой сельского хозяйства, благоприятно скажется на экспорте сельскохозяйственной продукции в страны ЕЭП.
Отсутствие ввозных таможенных пошлин во взаимной торговле способствует увеличению экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что подтверждается растущим товарооборотом между тремя странами.
Проводимая единая для трех стран политика в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм нацелена на обеспечение предсказуемости и стабильности наших поставок на рынки партнеров, позволяет снижать риски возникновения «торговых войн».
Осуществление единого и согласованного внешнеторгового регулирования в отношениях с третьими странами гарантирует защиту интересов производителей Беларуси на рынках России и Казахстана.
Новости компаний 05.01.2024
Новости компаний 19.09.2023
Новости компаний 22.02.2023
Новости компаний 16.01.2023
Новости компаний 24.11.2022
Растениеводство 13.11.2024
Животноводство 10.10.2024
Животноводство 10.09.2024
Технологии 12.02.2024
Животноводство 08.02.2024
Чтобы оставить комментарий или выставить рейтинг, нужно Войти или Зарегистрироваться
Читайте также