Можно ли объесться до смерти?

Можно ли объесться до смерти?

22 апреля 1891 года 52-летний стокгольмский кучер – назовём его мистер Л – проглотил целый пузырёк прописанных ему таблеток опиума. Некоторое время спустя он был обнаружен домовладельцем и отправлен в больницу. Для таких случаев у врачей были наготове все необходимые приборы и материалы: воронка, гибкая трубка и тёплая вода. Сегодня эту процедуру называют «промыванием желудка», однако в медицинской карте мистера Л употребляется термин «полоскание», как если бы его внутренности были рубашкой, с которой требуется деликатно смыть остатки мыльной пены. На деле процесс выглядел весьма прозаически. Пациента усадили в кресло, кое-как привели в чувство и стали энергично вливать в него воду. Однако желудок бедняги был словно бездонным. Это насторожило врачей, но слишком поздно – оказалось, что стенки желудка попросту лопнули, в результате чего мистер Л скончался.

К счастью, такое случается крайне редко, за что мы должны быть благодарны защитным рефлекторным механизмам нашего тела. Когда желудок растягивается до определённого предела – например, после праздничного обеда или большой кружки пива, – рецепторы растяжения, расположенные в его стенках, начинают посылать импульсы в мозг. Тот, в свою очередь, сигнализирует вам о том, что пора остановиться – вы чувствуете сытость. В то же самое время возникает отрыжка: нижний сфинктер пищевода быстро расслабляется, позволяя выйти лишнему газу и тем самым ещё больше снижая риск разрыва желудка.

Но иногда организму приходится прибегать к крайним мерам. «Многие люди, в том числе и я, подчас съедают намного больше положенной нормы», – говорит Майк Джонс, гастроэнтеролог из Университета Содружества Виргинии в Ричмонде (США). Причины тому бывают разные: кто-то заедает стресс, а кто-то просто не может устоять перед очередным куском своего любимого лимонного торта. В такой ситуации защитные реакции организма более выражены: появляются боль, тошнота и в конце концов срыгивание. Здоровый желудок, переполнившись до предела, избавляется от излишков своего содержимого задолго до того, как возникнет угроза разрыва его стенок.

Тем не менее возможны исключения из общего правила. В случае с мистером Л всё дело было в опиуме. Как написал в своём отчёте патологоанатом Альгот Кей-Аберг, «у пациента наблюдались сильные рвотные позывы», но они ни к чему не привели. Кей-Аберг, профессор медицины в местном университете, был человеком весьма скрупулезным. Я попросила переводчика по имени Ингеборг прочитать мне вслух его заключение, в котором на двух с половиной страницах подробно описывался желудок мистера Л с десятью параллельными рваными ранами. «Я так понимаю, “полоскание” не сработало», – прокомментировал Ингеборг, на секунду оторвавшись от чтения.

Подобный случай был первым в практике Кей-Аберга, и медицина непременно должна была узнать о нём, чтобы избежать повторения трагического инцидента в будущем. Но что стало главной причиной разрыва – количество воды или же тот напор, с каким её вливали? «Чтобы внести ясность, мне потребовалось провести множество экспериментов с трупами», – писал врач. На протяжении следующей весны в лабораторию Кей-Аберга со всего Стокгольма свозили бесхозные мёртвые тела. Всего их набралось 30, и с каждым профессор проделывал процедуру «полоскания».

В итоге выяснилось, что, если система экстренного опорожнения желудка не работает (как, например, у опьяненного наркотиками или мёртвого человека), он разрывается после 3–4 литров. Если же заполнять желудок медленно, он может вместить в себя 6 или 7 литров.

С живыми людьми, находящимися в полном сознании, такое происходит исключительно редко. В 1929 году в Annals of Surgery была опубликована подборка статей, рассказывавших о фактах гибели от переедания. 14 человек, переборов собственные защитные рефлексы, умудрились объесться до смерти. Далеко не последнюю роль в этом сыграл бикарбонат натрия, более известный под названием «питьевая сода», – главный компонент препарата Alka-Seltzer. Он оказывает двойное действие: снижает кислотность желудочного сока и приводит к образованию газа, который облегчает отрыжку. В результате неприятные ощущения в животе – сигналы тревоги – становятся существенно меньше.

Ещё один случай произошёл уже в наши дни в округе Майами-Дейд (штат Флорида). 31-летняя женщина-психолог, страдавшая булимией, была найдена мёртвой в собственном доме. Её тело обнаружили в кухне. Живот был раздут до ужасающих размеров: в нём оказалось более 9 литров плохо пережёванных хот-догов, брокколи и хлопьев сухих завтраков. Женщина сидела, прислонившись к кухонному шкафу, а вокруг неё валялись остатки еды, разбитые бутылки из-под газировки, консервный нож и пустая хозяйственная сумка. Довершала картину трагедии полупустая пачка питьевой соды – очевидно, она-то и нанесла решающий удар. Как ни странно, растянувшийся сверх меры желудок не порвался. Он просто вдавил диафрагму в лёгкие, и несчастная задохнулась. Патологоанатомы, проводившие вскрытие, предположили, что при отрыжке один из плохо пережёванных хот-догов застрял в области сфинктера пищевода, блокировав выход рвотных масс.

Газ, образующийся при взаимодействии питьевой соды с кислотой, обладает внушительным давлением. Если не верите в его разрушительную силу, посмотрите в интернете видеоролики про то, как делают ракеты на основе Alka-Seltzer. Или почитайте работы П. Мердфилда, который в 1926 году доказал, что для разрыва человеческого желудка достаточно взаимодействия двух литров слабого раствора соляной кислоты с небольшим количеством бикарбоната натрия.

Предел прочности

Если вы увидите женщину с таким огромным животом, что пупок вывернулся наружу, скорее всего, вы подумаете, что она беременна, и наверняка окажетесь правы. Однако та дама, которую в один из не самых прекрасных дней 1984 года внесли на носилках в приёмный покой Королевского госпиталя в Ливерпуле, была исключением. То, что находилось внутри неё, по весу тянуло на тройню: килограмм почек, столько же печени и стейка, два яйца, полкило сыра, четверть кило грибов, килограмм моркови, кочан цветной капусты, пара больших ломтей хлеба, десять персиков, четыре груши, два яблока, четыре банана, по килограмму слив и винограда и два стакана молока. Итого почти 9 кило еды! Естественно, в конце концов желудок лопнул и несчастная скончалась от сепсиса. И всё же орган героически держался в течение нескольких часов, доказав тем самым, что 4 литра – далеко не предел.

Кобаяси_Такеру
Кобаяси Такеру

Единственный человек, приблизившийся к рекорду англичанки, – Кобаяси Такеру, съевший 8 кило телячьих мозгов на конкурсе едоков. Причём у него на это было всего 15 минут. Если бы не лимит времени, возможно, он бы показал ещё более впечатляющий результат – спасибо таймеру, который, вероятно, сохранил ему жизнь. Обычно на подобных соревнованиях никто не измеряет вес продуктов, съеденных рекордсменом, так что неизвестно, сколько ещё было таких чемпионов.

Модели, страдающие булимией, и профессиональные едоки регулярно испытывают свой организм на прочность ради карьеры. Но вот вопрос: способность съедать так много – результат тренировок или необыкновенной природной эластичности желудка?

В 2006 году феноменом заинтересовались медики. Гастроэнтеролог Дэвид Мец из Пенсильванского университета в Филадельфии обследовал желудок Тима Джануса по прозвищу Едок Икс, занимавшего тогда третью строчку в списке рекордсменов в объедании. Врач провёл эксперимент, в котором за 12 минут Джанус и обычный человек должны были съесть как можно больше хот-догов. Благодаря «соусу» из бария Мец мог наблюдать процесс изнутри с помощью флюороскопа. По предположениям медика, у суперъедоков пища должна была быстрее продвигаться из желудка в тонкий кишечник, освобождая место для следующих порций. Как ни странно, исследования показали совершенно обратное. Через два часа из желудка Джануса ушла лишь четверть съеденного, тогда как у второго испытуемого – целых 75%, что соответствует норме.

Примерно на седьмом хот-доге доброволец номер два сообщил, что его стошнит, если он съест хотя бы ещё один кусок, хотя флюороскоп показывал, что его желудок лишь немного растянулся относительно исходного размера. В то же время Едок Икс играючи проглотил 36 хот-догов, засовывая их в рот сразу по две штуки для скорости. Его желудок выглядел как «неимоверно растянутый мешок с едой, занимающий почти всю верхнюю часть брюшной полости». Тем не менее Джанус не чувствовал ни боли, ни тошноты, ни даже сытости.

Еда как профессия

И всё же, что стоит здесь на первом месте: природа или регулярные тренировки? Может быть, желудок можно растянуть искусственно, постепенно увеличивая объём принимаемой пищи – так же, как представители африканских племён растягивают губы с помощью специальных пластин? Но если так, почему не срабатывают защитные рефлексы? Возможно, у некоторых людей они изначально более слабые или со временем угасают из-за постоянных перегрузок? По крайней мере один вывод для всех нас очевиден: чем больше ты ешь, тем больше способен съесть.

Один мой друг познакомил меня с чемпионом в объедании Эриком Денмарком по прозвищу Рыжий – номером семь среди суперъедоков в США. Я спросила его: такими, как он, рождаются или становятся? И то и другое, ответил он, и добавил, что в детстве мог спокойно проглотить в один присест 20 куриных наггетсов из «Макдоналдса». Однако Мец, пообщавшись с Едоком Икс, пришёл к выводу, что природа в данном случае всё-таки на первом месте. «Всё дело в особенностях физиологии, – рассказал он мне. – Пустые желудки таких людей не намного больше обычных, но их стенки способны невероятным образом расслабляться».

Денмарк согласен с тем, что гены многое значат: «Не каждому дано съедать по 60 хот-догов сразу, как бы он ни старался». Тем не менее, по его мнению, природная эластичность желудка – ещё не залог успеха. Столь же важную роль играют ежедневные тренировки. «Я думаю, – сказал он мне, – что всё зависит от вашего желания преодолеть собственный предел возможностей». Несмотря на отличные природные задатки, Эрик Рыжий не сразу пришёл к победе. В своём первом конкурсе он съел всего 1,3 килограмма еды, тогда как победитель – 2,7 килограмма. Я спросила его, почему «молчат» защитные рефлексы его организма, например регургитация. «Возможно, это покажется вам не совсем приятным, – ответил он, – но на самом деле они срабатывают. Ты просто сглатываешь то, что лезет назад, и продолжаешь есть. Главное, чтобы съеденное не оказалось снаружи, иначе судьи засчитают поражение».

Все участники соревнований едоков проходят подготовку по особой системе. Самый дешёвый и низкокалорийный тренировочный продукт – это вода. Денмарк может выпить около 9 литров, хотя в начале своей карьеры он едва мог осилить четыре – напомним, что именно столько Кей-Аберг считал предельным количеством для нормального человека. Не обходится и без психологического тренинга: будущий чемпион должен привыкнуть к ощущению переполненности желудка. Как сказал Эрик Рыжий, нужна сила воли, чтобы перестать есть, когда ты уже сыт, однако заставить себя продолжать – несравнимо труднее. Эту и другие статьи читайте в майском номере New Scientist , пишет strf.ru.


  • Дата публикации: 07.05.2013
  • 7507